В виде календаря

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

В виде списка

Ноябрь 2024 (20)
Октябрь 2024 (37)
Сентябрь 2024 (22)
Август 2024 (35)
Июль 2024 (31)
Июнь 2024 (30)

 



 

Обзор СМИ


Суеверия на Троицу: чему мы поклоняемся?



6 июн 2020 -|- Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter.

Суеверия на Троицу: чему мы поклоняемся?

Митрополит Антоний (Паканич) о сути христианского праздника и бессмысленности языческих обрядов.

С Праздником Троицы связано много суеверий. Например, ветки березы и полевые цветы, побывавшие на Троицу в церкви, засушивают и хранят за иконами для разных надобностей. Эти обряды связаны с христианской культурой? Интегрированы в нее?

– При желании любой обряд можно интегрировать в любую культуру. Важно другое – спасительно ли это. И если Троицкие ветви и цветы хранятся как обереги, как объекты для совершения языческих ритуалов, направленных на улучшение земной жизни безо всякого духовного совершенствования, то это действительно суть только суеверия, граничащие с магией. Совсем иное – если эти ветви, как и вербные, хранятся как вещественное напоминание о великих Господских праздниках – ступенях к нашему спасению.

Зачем на праздник Пятидесятницы храм украшается зеленью и цветами, а священники облачаются в зеленые ризы?

– В Церкви все устроено для нашего спасения и соответственно – для нашего же  назидания и научения вере и нравственности. Точно так же цвет богослужебных облачений раскрывает особые стороны нашей веры и упования. Зелень, украшающая в день Святой Троицы храмы, зеленые облачения священнослужителей – все говорит о том, что в этот день исполнилось вековое чаяние человечества, жаждавшего обновления человеческой жизни через участие в ней Творца (Амос. 8:11). Теперь Дух Святой, оживотворявший все творение Божие в самом начале (Быт. 1:2), оживотворяет зерно апостольской проповеди, произращая Царство Небесное и во всем христианском мире (Мф. 13:31), и в каждом из нас  (Лк. 17:21).

На Троицу совершается особый обряд поминовения умерших. Почему именно в этот день?

– День Святой Троицы завершает круг праздников и постов, связанных с Пасхой. Этот круг, от Недели мытаря и фарисея до Недели всех святых, не просто показывает нам историю нашего спасения, но и включает нас в эту историю посредством Святой Церкви. В день Святой Троицы мы вспоминаем, что в Церкви Христовой живет Святой Дух, освящающий нас, и силой этого Духа то, что Церковью будет связано на земле, будет связано на небе (Мф. 18:18). То есть Церковь может, вопреки земному рассуждению, влиять и на потустороннюю участь человека. Потому и в самый день Троицы, и накануне, в субботу, мы совершаем особые молитвы о всех умерших, наипаче же о тех, кто – по земному рассуждению – своей жизнью лишил себя возможности оправдания на Страшном суде.

Отчего люди так держатся за язычество, за суеверия в современном, информационно продвинутом мире? Ведь сегодня можно все узнать, перепроверить и не быть дремучим...

– Распространенность язычества и суеверий никак не связана с наличием либо отсутствием информации или даже наук и технологий – примером может быть вполне языческая Япония. Язычество и суеверия – явления религиозного, духовного порядка, и потому их распространенность имеет духовные, а не материальные причины.

Язычество, то есть вера «языков», что по-славянски означает народов, появилось в результате забвения древними народами изначального Откровения Божия. Этими народами было утеряно понимание того, что наш вечный дом – на Небе, а люди были созданы, чтобы его наследовать. Взамен этого земля – место изгнания человечества (Быт. 3:23) – стала рассматриваться не как место испытания и исправления, но как подлинный дом, а временная земная жизнь – как единственно важная. И все, чем обладало человечество, в том числе и религиозные традиции, было подчинено задаче улучшения этой земной жизни.

Поврежденное первородным грехом человечество всегда удобопреклонно и к язычеству вообще, и к суевериям, частному проявлению язычества. Ведь они обещают улучшить земную жизнь человечества – здесь и сейчас, без необходимости исправления самого человека. Потому рецидивы язычества могли случаться и внутри ветхозаветной общины спасения: к примеру, культ Северного царства, при декларировании веры в Единого Бога, был вполне языческим (1 Цар. 12:32). Точно так же от язычника мало отличается и тот христианин, для которого Церковь важна только в земных нуждах. Устроив праздник из крещения собственного ребенка, он не будет приучать его христианской вере и жизни; церковный праздник для него не еще одна возможность соединиться с Богом в Его Святых Тайнах, но лишь повод для застолья; святые его интересуют не как образцы для подражания, но как исполнители его приземленных желаний.

Даже утратив близкого человека, такой тайный язычник будет заботиться о том, как бы соблюсти все связанные с погребением обряды и даже суеверия, забывая о том единственном, что действительно нужно усопшему – об искренней молитве его близких, усиленной исправлением их жизни.

Беседовала Наталья Горошкова


Ссылка на источник...




 

© iskitimeparhia.ru 2013 – 2024

По благословению Преосвященнейшего Леонида, епископа Искитимского и Черепановского

Епархиальное управление работает с понедельника по пятницу с 09:00 до 17:00.
Адрес: 633227 г. Искитим ул.Коллективная,1
Телефоны Епархиального управления:
приёмная - 8(383-43)91-081
канцелярия - 8(383-43)91-083
Адрес электронной почты: iskitimeparhia@yandex.ru