Митрополит Антоний Сурожский. Лазарева суббота |
Страстная Седмица предваряется победой Господней. Перед тем как вступить в страстные дни, вкусить смерть и воскреснуть, Господь, проявляя силу Божию и являя ту силу жизни бесконечной, которая есть в человеке, воскрешает друга Своего Лазаря. Но воскрешение Лазаря — только прообраз, только тень того, что мы ожидаем, что будет: потому что Лазарь державным словом Господним был возвращен в кратковременную, многоскорбную земную жизнь. Нам же Воскресением Христовым открывается путь к вечной жизни, к жизни, которая никогда не придет к концу, потому что это — самая жизнь Божия, изливающаяся победоносно в нас. Вот, перед чем мы стоим — образ победы Господней в лице Лазаря, ожидание гораздо большего впереди, не только после нашей смерти, но уже при нашей жизни, потому что Господь Воскресший, победивший крест и смерть, уже теперь приобщает нас к жизни Своей, к жизни Божественной. И это сияние победы Господней, сияние славы, всегда в Новом Завете связано с ожиданием и откровением, — а теперь уже реальностью — Страстей Господних и смертью Христовой. Вспомните праздник Преображения Господня, когда Спаситель впервые воссиял нетварным светом перед Своими учениками, открылся им во славе: о чем тогда шла речь между Ним и явившимся пророком Моисеем и Илией? Об исходе Его, о времени, когда Ему предстояло выйти из этой жизни узкими дверьми крестной смерти, Голгофского распятия. И теперь, перед тем как войти в скорбь этих трагических дней и вступить в славу Свою, снова Господь является нам в несокрушимой Своей крепости. Мы, вступая сами в эти страстные дни, не можем забыть о том, что Христос воскрес. Крест Господень вырезается темным, резким очертанием на заре восьмого дня, победы Божией, Воскрешения Сына Божия, но, тем не менее, этот крест является реальностью, эта скорбь когда-то была; теперь мы ее не можем вкусить как тьму, как поражение, как предельный ужас, потому что мы знаем, что смертью попрал Господь смерть. Но мы должны проходить эти дни, помня, что весь этот ужас со всей его непросветленной тьмой лег когда-то на Спасителя Христа, на Божью Матерь, на Его учеников, на всех тех, кому Он был дорог и близок, и что это случилось, чтобы мы могли измерить и любовь Божию и Его веру в нас. Потому что без веры в нас — как мог Господь нас ради претерпеть эту скорбь, это страдание и эту смерть? Именно потому, что Он в нас верит, Он через всё это прошел; и раз Бог так верит в нас — с какой верой, с какой надеждой можем мы относиться к положенным в нас, и в тело, и в душу, возможностям и земной и вечной жизни. Будем мерить себя этой мерой — мерой не только любви Божией, но и веры Господней в нас. Пройдем через эти страстные дни вдумчиво, сознательно, понимая, что без нашего греха не было бы этих страстных дней, но вместе с этим, что так велика любовь и вера Господня и так высоко наше призвание к вечной жизни, призвание стать причастниками Божественного Естества, стать Телом Христовым, стать храмами Святого Духа. Разве для этого не стоит и нам вглядеться в эти дни, взять на себя крест и последовать за Христом, войти в собственные страстные дни радостью, победоносной уверенностью, что стоит пройти всю муку Гефсимании и всю муку креста и весь ужас умирания для того, чтобы воскреснуть и войти в ту жизнь, куда нас зовет и куда Первенцем вошел Человек Иисус Христос. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский
Лазарева суббота.
5 апреля 1969 г.