Об апостоле Филиппе написано только в Евангелии от Иоанна, в остальных Евангелиях его имя упоминается лишь при перечислении всех 12-ти апостолов. Это позволяет предположить, что апостол Иоанн дружил с Филиппом, хорошо знал его и написал о нем, о его характере и о том, что любовь Иисуса преобразует даже такие сложные личности. Апостол Филипп был третьим, призванным Иисусом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии.
Святой апостол Филипп был родом из Вифсаиды (Галилея), из одного города с Андреем Первозванным и Петром. В отличии от Петра и Андрея, которые были простыми рыбаками, Филипп с ранней юности был отдан родителями учиться книжной премудрости. Он изучил Священное Писание и хорошо знал все пророчества об ожидаемом Мессии. Филипп был женат и имел дочерей.
Призвание апостола Филиппа
Когда Иисус стал проповедовать на берегах Геннисаретского озера, и нашел Филиппа, то сказал ему: «Иди за Мною» . Филипп тотчас всем сердцем уверовал в Него.
В.Моргон. Апостол Филипп и Нафанаил. Гравюра
Радостью он хочет поделиться и с другими - знакомому своему Нафанаилу, впоследствии апостолу Варфоломею, Филипп сообщает чудесную новость: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки - Иисуса, сына Иосифа, из Назарета». Нафанаил, услыхав это и не веря, чтобы из небольшого города и из простого рода мог произойти Мессия, Царь Израильский, сказал: «Из Назарета может ли что быть доброе?» Тогда Филипп, не говоря ничего, посоветовал ему только взглянуть на Него. «Пойди, - сказал он, - и посмотри». Он чувствовал, что как только Нафанаил увидит Иисуса и услышит спасительные слова Его, тотчас же поверит, что Он есть Мессия. Так это действительно и произошло.
Сколько благодарных чувств питал впоследствии Нафанаил к Филиппу за то, что тот возвестил ему о пришедшем на землю Спасителе и привлек его к обетованному Мессии! И святой Филипп ликовал в сердце своем, что люди обрели Божественное Сокровище, сокрытое в глубине человеческого естества, и еще большею любовью горел он к своему Господу. Тем не менее, святой Филипп видел в Божественном Учителе своем только высокие совершенства человеческие, но не познавал еще в Нем Божества Его.
Иисус насыщает пять тысяч человек пятью хлебами
И вот Христос захотел исправить его. Однажды Господь, идя по другую сторону моря Тивериадского с пятью тысячами народа и желая напитать чудесным образом такое множество своих слушателей, сказал Филиппу: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» ( Ин. 6:5-6 ). Это сказал Он, испытывая его, ибо знал, что негде достать хлеба; знал Он вперед и то, что ответит ему Филипп. Для того и спросил Он Филиппа об этом, чтобы тот более познал себя самого и, устыдившись своего маловерия, исправился. И действительно, Филипп не вспомнил о всемогуществе Божием и не сказал: «Ты, Господи, все можешь, не подобает Тебе кого-либо о том спрашивать: только пожелай и все тотчас насытятся: «Даешь им - принимают, отверзаешь руку Твою - насыщаются благом» ( Пс. 103:28 ). Не сказал этого Филипп, но, помышляя о Господе своем, как о человеке, а не как о Боге, сказал: «Им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу» ( Ин. 6:7 ). Потом вместе с другими учениками добавил: «Отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и купили себе пищи» ( Мк. 6:36 ). Когда же Господь преломил пять хлебов и две рыбы для пяти тысяч народа ( Лк. 9:6 ), Филипп увидел, что от руки Господней, как из неистощимой житницы, все получали довольно пищи, пока весь народ не насытился. Тогда апостол сильно устыдился своего маловерия и, утвердившись в вере, прославил вместе с другими в Иисусе Христе силу Божью.
Однажды в праздник собрались в Иерусалим некоторые из еллинов и не могли приблизиться к Иисусу, будучи неверующими язычниками; поэтому, приступив к Филиппу, умоляли его, говоря: «Господин, нам хочется видеть Иисуса!» Филипп же, прежде всего, сказал о том Андрею и вместе с ним уже осмелился известить Иисуса о желании еллинов, радуясь тому, что и язычники ищут увидать и услыхать Господа его и Учителя. Тогда услышал он от Иисуса дивное учение и пророчество о язычниках, которые имели уверовать в Него не тогда, но после Его смерти: «Если, зерно пшеничное, упав на землю, не умрет, то останется одно; если же умрет, то принесет много плода» ( Ин. 12:24 ). Этим Христос как бы так говорил: «Пока Я живу на земле, то имею только часть дома Израильского, верующего в Меня; если же умру, то не один только дом Израилев, но и многие язычники уверуют в Меня».
В другой раз, после Тайной Вечери, Филипп дерзнул спросить Господа о великом таинстве Божества, когда просил показать Отца: «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас!» ( Ин. 14:8 ). Этим вопросом он принес большую пользу Церкви Христовой, так как отсюда научились мы познавать единосущие Сына с Отцом и заграждать уста еретиков, отвергающих эту Божественную истину. Господь на это отвечал с кротким упреком: «столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин. 14:9-11 ). Этот ответ Господа научил святого Филиппа и с ним всю Соборную Апостольскую Церковь достойно веровать в равенство Божества Сына с Отцом и обличает богохульство Ария, который говорил, что Сын Божий есть творение, а не Творец.
О дальнейшей судьбе апостола Филиппа в новозаветных книгах ничего не сообщается. Рассказ о ней остался только в преданиях.
Проповедь апостола Филиппа
После сошествия святого Духа на апостолов, апостол Филипп проповедовал Евангелие в Галилее, Греции, Аравии, Эфиопии, Сирии и Малой Азии.
Однажды ему встретилась женщина, которая несла на руках умершего младенца и неутешно рыдала. Апостол сжалился над ней, простер руку над ребенком и сказал: «Встань! Так повелевает тебе Христос, мною проповедуемый». Младенец тотчас ожил, а мать уверовала во Христа и приняла от Филиппа крещение.
Из Галилеи апостол отправился в Грецию. Здесь проповеди его вызвали сильное негодование местных иудеев. Один из них во время спора пришел в такую ярость, что накинулся на Филиппа и хотел убить его, но в ту же минуту ослеп и весь почернел. Присутствующие хотели схватить Филиппа как колдуна, но их всех постигла та же кара, что и первого иудея. Тогда все затрепетали и признали великую силу Христа. Филипп обратился с молитвой к Богу и просил просветить их. По молитве святого все пострадавшие немедленно исцелились. Многие из них крестились. Апостол Филипп поставил им епископа, именем Наркисс (причтен к лику 70 апостолов).
Потом он вернулся на Ближний Восток и некоторое время трудился в городе Азоте (совр. Ашдод в Израиле ). Здесь он поселился в доме некоего Никоклида. Дочь его страдала от мучительных болей в глазу. Филипп вылечил ее. Он велел Харитине (так звали девушку) приложить руку к глазу и призвать имя Христово. Боль тотчас и навсегда прошла. После этого чуда вся семья Никоклида приняла крещение.
Потом он отправился в Иераполь Сирийский, где разгневанные горожане едва не побили его камнями. Схватив апостола, они привели его к городскому начальнику Аристарху. Тот в гневе стал вырывать из головы Филиппа волосы, но в ту же минуту рука его иссохла, он лишился зрения и слуха. Тогда в чувствах народа произошла перемена, он стал умолять апостола исцелить градоначальника. Филипп отвечал: «Если он не уверует в проповедуемого мною Бога, то не будет исцелен». В это время неподалеку показалось погребальное шествие. Кто-то, желая поглумиться над апостолом, воскликнул: «Если воскресишь этого мертвеца, тогда Аристарх и мы уверуем в твоего Бога». Филипп помолился, а потом, обратившись к умершему, сказал громким голосом: «Христос повелевает тебе: встань и говори с нами!» Умерший встал с одра и стал возносить хвалу Филиппу. Все видевшие это чудо, единогласно прославили проповедуемого тем Бога. Когда Филипп исцелил Аристарха, народ совершенно уверовал в Христа и бросился сокрушать идолов.
Пройдя всю Сирию, Филипп пришел в Лидию и Мизию, области Малой Азии. Там присоединились к нему сестра его девица Мариамна и апостол Варфоломей. Они прошли с благовестием все города Лидии и Мизии, претерпев много страданий: их и били, и камнями побивали, и заключали в темницы - но благодать Божия сохраняла живыми и невредимыми.
Переходя из города в город, они добрались до Иераполя Фригийского . Само название «Иераполь» (в переводе – «Священный город») показывает, что здесь чтили богов. Повсюду было много храмов, алтарей, жертвенников различным божествам, среди которых стояло капище, где поклонялись ехидне (род змеи). Эту гадину считали каким-то божеством, многочисленные жрецы служили ей, и суеверные жители приносили ей дары и жертвы. Апостолы вооружились молитвою на нее и силою своего слова, словно копьем, умертвили ее.
Святой Филипп с Варфоломеем и Мариамной остались в Иераполе, усердно стараясь уничтожить мрак идолопоклонства, дабы воссиял на заблудших свет познания истины, над чем они трудились день и ночь, уча неверных слову Божьему, вразумляя неразумных и направляя заблудших на путь истинный.
В городе жил один человек, по имени Стахий, бывший слепым уже 40 лет. Святые апостолы, силой молитвы, просветили его телесные очи, а проповедью Христовой просветили его душевную слепоту. Крестив Стахия, святые пребывали в его доме. И пронеслась по всему городу молва, что слепой Стахий прозрел. К его дому стали собираться толпы народа. Святые апостолы поучали всех, стекавшихся к ним, вере во Христа Иисуса. Приносили туда и многих больных, и всех святые апостолы исцеляли молитвой и изгоняли бесов, так что большое число людей уверовало во Христа и крестилось.
Смерть апостола Филиппа
Однажды, жена градоначальника Иераполя была укушена змеей и лежала больная, при смерти. Услыхав о святых апостолах, находившихся в доме Стахия, что они одним словом исцеляют всякие болезни, она, в отсутствие своего мужа, повелела рабам своим отнести себя к ним и получила двойное исцеление: телесное - от укуса змеи и душевное - от бесовского обольщения, и, наученная святыми апостолами, уверовала во Христа.
Когда градоначальник вернулся домой, рабы передали ему, что жена его от каких-то чужестранцев, проживающих в доме Стахия, научилась веровать во Христа. Придя в страшный гнев, Никанор (так звали градоначальника) повелел тотчас же схватить апостолов, дом же Стахия сжечь, что и было исполнено.
Собралось множество народа, и святых апостолов Филиппа, Варфоломея и святую деву Мариамну с побоями повлекли по городу, надругаясь над ними, и, наконец, бросили в темницу. После этого начальник города воссел на судейское место судить проповедников Христовых, и собрались к нему все жрецы идольские и жрецы погибшей ехидны, принося жалобы на святых апостолов и говоря: «Начальник! Отомсти за бесчестие богов наших, так как с тех пор, как появились странники эти, в нашем городе запустели алтари великих богов наших, и народ забывает приносить им обычные жертвы; знаменитая наша богиня ехидна погибла, и весь город наполнился беззаконием. Умертви этих волхвов».
Тогда начальник города велел снять одежду со святого Филиппа, думая, что в ней заключаются чары колдовства, но, сняв с него одежду, ничего не нашли. Также поступили и со святым Варфоломеем, и в его одеждах не нашли ничего. Когда же они с тем же намерением приблизились к Мариамне, чтобы снять одежду и обнажить ее девическое тело, внезапно она в глазах их превратилась в огненный пламень, и нечестивцы со страхом отбежали от нее.
Святые апостолы осуждены были правителем на распятие. Первым пострадал святой Филипп. Просверлив ступни ног его и продев в них веревки, они распяли его на кресте вниз головой перед дверями капища ехидны, и в то же время кидали в него камнями.
Затем они распяли святого Варфоломея у стены храма. И внезапно сделалось великое землетрясение, земля разверзлась и поглотила градоначальника со всеми жрецами и множеством неверующих. Все оставшиеся в живых, и верующие и язычники, пришли в великий страх и с рыданиями просили святых апостолов сжалиться над ними и умолить Единого Истинного Бога своего, чтобы земля не поглотила их так же, как и тех.
Распятие святых апостолов Филиппа и Варфоломея
Поспешно бросились снимать с креста распятых апостолов. Святой Варфоломей был повешен невысоко, и его скоро сняли. Но Филиппа, которого повесили на кресте очень высоко, никак не могли снять, и Господу было угодно, чтобы апостол так и окончил земную жизнь. Вися на кресте, святой Филипп обратился к Богу с горячей молитвой о помиловании врагов, отпустил им грехи, просветил ум к познанию истинного Бога. Услышано было моление апостола: земля возвратила из недр своих всех, кроме градоначальника и жрецов, и спасенные единодушно исповедали Христа. После этого Филипп предал дух свой Богу, и его, уже умершего, сняли со креста.
Святой Варфоломей совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископом Стахия. Новообращенные с честью похоронили тело святого Апостола Филиппа на городском холме. На том месте, где истекла кровь св. Апостола, произросла в три дня виноградная лоза, в знамение того, что святой Филипп за пролитую свою кровь во имя Христа наслаждается вечным блаженством с Господом своим в Царствии Его.
Гробница святого апостола Филиппа
Турция, Иераполис (Памуккале). Мартириум св. Филиппа
На месте погребения апостола Филиппа был построен храм-мартириум. Еще более 500 лет здесь, в Иераполе, бурлила жизнь, но в XI веке город был захвачен турками. Храм апостола Филиппа был осквернен и разрушен. Путешественники XIX века встречали здесь лишь диких коз и… прокаженных. Несчастные больные прятались в развалинах, едва видневшихся из-под земли, опасаясь, под страхом смерти, появляться в поселках.
Гробница святого апостола Филиппа
Раскопки на месте древнего города начались лишь в конце XIX века. А буквально недавно, в августе 2011 года, появились сообщения о том, что учеными обнаружена гробница апостола Филиппа. Эта находка стала для археологов одной из самых сенсационных и ярких за все прошедшее десятилетие. В скором времени археологи и ученые специалисты всего мира вскроют гробницу святого Апостола. Но найдут ли они там святые мощи?
Мощи святого апостола Филиппа в Риме
Ведь до сих пор о мощах святого апостола Филиппа было известно то, что около 560 года они были перенесены в Рим, где ныне они почивают в Церкви святых славных и всехвальных двенадцати апостолов. В нижнем храме этой церкви находится белая каменная гробница с мощами апостолов Филиппа и Иакова, брата Господня по плоти.
Храм 12 Апостолов в Риме. В нижнем храме под престолом находятся мощи святых апостолов Филиппа и Иакова Алфеева
Одна рука святого апостола Филиппа хранилась в Константинополе в храме Богородицы Всенепорочной. Византийский император Мануил Комнен даровал ее, как святой и драгоценный залог, племяннице своей Марии, когда выдал ее, в 1167 году, в замужество за иерусалимского короля Амория, брата и преемника Балдуина III, из дома Анжуйского. В 1204 году святыня эта перенесена была во Флоренцию.
Икона апостола Филиппа
Глава апостола Филиппа
На Кипре хранится еще одна великая святыня, связанная с апостолом. В юго-западной, греческой части острова в живописном селе Омодос возвышается древний собор. Там покоится глава апостола Филиппа.
Глава апостола Филиппа
Глава апостола Филиппа хранится в особом ларце. Печати четырех византийских императоров удостоверяют подлинность мощей.
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
Тропарь, глас 3: Благоукрашается вселенная, Ефиопия ликовствует, яко венцем красуема тобою, просветившися светло, торжествует память твою, богоглаголиве Филиппе: вся бо веровати Христу научил еси, и течение совершил достойно Евангелия. Тем дерзновенно варит ефиопская рука к Богу, Егоже моли даровати нам велию милость.
Кондак, глас 8: Ученик и друг Твой, и подражатель страсти Твоея, вселенней Бога Тя проповеда, богоглаголивый Филипп: того молитвами от врагов пребеззаконных церковь Твою, и всяк град Твой, Богородицею соблюди, многомилостиве.
Молитва святому апостолу Филиппу, от 12-ти: О, святы́й апо́столе Христо́в Филли́пе! Мо́лим тя: сохрани́ и соблюди́ нас моли́твами твои́ми от искуше́ний диа́вольских и паде́ний грехо́вных и испроси́ нам, раба́м Бо́жиим (имена) , свы́ше по́мощь во вре́мя уны́ния, да не преткне́мся о ка́мень собла́зна, но неукло́нно ше́ствуем спаси́тельным путе́м за́поведей Христо́вых, до́ндеже дости́гнем о́ных блаже́нных оби́телей ра́йских. Ей, апо́столе Спа́сов! Не посрами́ нас, но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во всем житии́ на́шем и помози́ нам благоче́стно и богоуго́дно житие́ сие́ вре́менное сконча́ти, христиа́нскую кончи́ну получи́ти и до́браго отве́та сподо́битися на Стра́шнем Суде́ Христо́ве; да просла́вим великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.