Неделя Крестопоклонная |
О Крестопоклонной неделе
Неделя (т. е. воскресенье) 3-я Великого поста. Крестопоклонная – 27 марта 2022 года.
В третье воскресенье Великого поста священник выносит на середину храма Святой Крест. Это событие обозначает середину поста. Первые два воскресенья имеют догматический характер - иконопочитание и паламитский догмат; два последующих имеют характер аскетический - Церковь вспоминает Марию Египетскую и Иоанна Лествичника. Крестопоклонная неделя объединяет в себе оба направления - догматику и аскетику.
Аскетический смысл поста не нуждается в пояснении. Пост сам по себе есть «самая распространенная» аскетическая практика. Однако часто забывают, что Великий Пост ервоначально - время катехизации, научения вере.
Катехизация - подготовка к Крещению, рождению во Христе, вступлению в Церковь. Но Крещение есть ничто иное, как сораспятие со Христом - совместная с Ним смерть и воскресение. Весь Великий пост символически повторяет этот путь.
Крест - вершина и догмы, и аскезы. Распятие Сына Божьего, как говорит апостол Павел - соблазн для иудеев, безумие для эллинов. Смерть Бога на Кресте - всё в христианстве. «Нести крест свой» - предельная заповедь, оставленная нам Спасителем.
Всё это напоминает нам Церковь в эти дни - напоминает о самом главном. Церковь говорит о Кресте, но не о страданиях Христа на нем, а о победе и радости. Многое в богослужении Крестопоклонной недели просто взято из пасхального богослужения. В середине Великого Поста, не лишним будет напомнить, что христианство - религия радости, веселья, ликования, победы. Мы спасены, ад побежден, смерть преодолена, и мы с Богом.
Богослужение, проповеди, Святые Отцы о Крестопоклонной неделе
Богослужение
Радость и ликование - основной тон богослужения Крестопоклонной. Приведем просто несколько цитат (по русскому переводу Триоди Постной ). Текст богослужебного последолвания на 3 апреля.
« Освобожденные от уз древнего осуждения / древом Креста, / мы, верные, на нем пригвожденного Христа / будем славословить » - мы освобождены от греха прародителей. Спасены Крестом.
« Воскресения день! / Просияем люди! / Пасха! Господня Пасха! / Ибо от смерти к жизни и с земли к небесам / Христос Бог нас перевел, / песнь победную поющих » - прямое упоминание Пасхи, «цели» Великого Поста. Христос на Кресте увел нас из смерти в жизнь. Теперь мы поем победную песнь.
« Придите, песнь воспоем новую, / разрушение ада празднуя: / ибо из гроба Христос воскрес, / смерть победив, / и спас вселенную » - ад побежден, мир спасен.
« Только лишь было водружено / древо Креста Твоего, Христе, / – и поколебались основания смерти, Господи: / ибо Того, Кого алчно поглотил ад, / он отпустил с трепетом. / Ты показал нам спасение Твое, Святой, / и мы славословим Тебя: / «Сын Божий, помилуй нас!» » - побеждены смерть и ад.
« Уже пламенный меч / не охраняет врат Эдема, / ибо он чудесно связан / древом Креста. / Изгнаны жало смерти и победа ада, / и Ты, Спаситель мой, предстал, / взывая во аде пребывавшим: / "Снова входите в рай!"» - плененные адом люди теперь освобождены и идут в рай.
« В сей день Неприступный по существу / доступным мне становится / и терпит страдания / Освобождающий меня от страстей; / подающий свет слепым / оплевывается беззаконными устами / и за пленников подставляет спину ранам » - здесь ярко показана вся парадоксальность Креста. Крест воссоединяет нас с Богом.
Проповеди
Смысл праздника раскрывается в ряде проповедей и лекций наших современников и праведников ХХ века:
Проповедь отца Александра Меня
Проповедь отца Дмитрия Смирнова
Проповедь Сергея Сергеевича Аверинцева «О Кресте»
Лекция Алексея Ильича Осипова «Крест и свобода»
Проповедь митрополита Антония Сурожского
Святые Отцы о Кресте
Григорий Палама «Омилия XI» . Прошлая неделя была просвящена Паламе, поэтому обратимся сначала к этому великому богослову. « И, вот, земные цари ищут, чтобы их окружение было готово на смерть ради них, а Господь Сам Себя предал на смерть за нас; нас же, не ради Себя, но ради нас самих же увещевает быть готовыми на смерть ». Палама противопоставляет власть Креста и власть силы - любовь и подчинение, государство и Бога. « Итак, в этом сказывается Божия премудрость и сила: победить чрез немощь, возвыситься чрез смирение, разбогатеть чрез бедность » - так побеждает Бог и те, кто с Ним.
Также рекомендуем другие сочинениня святых отцов:
Проповедь Иоанна Златоуста на Крестопоклонную неделю
Беседа Исаака Сирина , посвященая Кресту
« Крест свой и Крест Христов » - глава из «Аскетических опытов» Игнатия (Брянчанинова)
« Три слова о несении креста » Феофана Затворника
Крест для мира - предел абсурда; смерть Бога - нелепость, позор. Вспоминается знаменитое изречение Тертуллиана: «верую, ибо абсурдно». На самом деле, буквально так он не говорил. Это парафраз его слов из сочинения « О плоти Христа »: « Сын Божий распят - это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий - это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес - это несомненно, ибо невозможно».