О безумных мифах и фейках |
В историко-культурном центре «Открытие» прошла презентация книги А. Л. Дворкина «Кто придумал неоязычество?», вышедшей в издательстве Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник». Издание было представлено руководителем Миссионерского отдела Новосибирской епархии протоиереем Александром Новопашиным.
ПРОТОИЕРЕЙ ФЕДОР БОРОДИН:
— Келейный корпус, в котором мы сейчас находимся, единственное, что
осталось от древнего московского Иоанно-Златоустовского монастыря. Эта
обитель известна с начала XV века как Новгородское подворье. Рядом была
загородная резиденция Иоанна III, и, поскольку святитель Иоанн Златоуст
был небесным покровителем великого князя, государь построил здесь первый
каменный собор во имя этого великого святого. Обитель была большая. К
сожалению, все храмы и постройки кроме этой были разрушены в 30-е годы
прошлого века. Я — настоятель храма во имя святых бессеребрянников
Косьмы и Дамиана на Маросейке. Покойный патриарх Алексий II передал
нашему приходу дом причта Иоанно-Златоустовского монастыря: здесь у нас
есть музей истории обители, сейчас делаем домовый храм. Монастырь еще
был известен тем, что здесь похоронены многие русские флотоводцы.
Например, здесь была фамильная усыпальница Апраксиных, похоронен и Федор
Матвеевич, создатель русского флота, сподвижник Петра I.
Здесь служили четыре прославленных новомученика. Это — последний
настоятель монастыря, священномученик Петр (Полянский), Местоблюститель
Патриаршего престола, арестованный прямо здесь. Его арестовали за то,
что утром вышел и взял монастырские дрова, чтобы протопить свою келью,
когда уже был подписан документ об экспроприации всего имущества.
Священноисповедник Феодосий, который окончил свою жизнь на покое в
Коломне. Отсидев, он умер в 1937 году от старости и болезней, полученных
в заключении. И двое святых расстреляны на Бутовском полигоне в 1937
году. Это преподобномученики Рафаил (Тупин) и Пахомий (Туркевич). Сейчас
в келейном корпусе монастыря работает воскресная школа и
историко-культурный центр «Открытие».
ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР
НОВОПАШИН:
— Сегодня мы собрались для того, чтобы познакомиться с новым трудом Александра Леонидовича Дворкина, с этой замечательной книгой. Я прочитал ее только сегодня, с большим удовольствием и интересом. Тема мне, конечно, знакома. И я всегда поражался, как Александру Леонидовичу удается писать легко и доступно для широкой публики на самые сложные темы. Высказываться, писать, объяснять что-то не каждый может. Причем это подается весьма интересно, не без искрящегося юмора, который здесь вполне уместен.
А. Л. ДВОРКИН:
— Эту книгу я написал в самом начале пандемийного локдауна. Мне
позвонили из издательства «Вольный странник» еще до того, как локдаун
начался, попросили написать такую книгу. Сказали, что это нужно сделать
срочно, за месяц-два. Я ответил, что так не получится, потому что у меня
полная загрузка: лекции, поездки. Тогда в издательстве попросили
постараться написать быстро, насколько это возможно. А скоро начался
локдаун, когда все лекции и поездки отменили, и у меня было время. Я
сидел дома и писал книгу.
Тема эта очень актуальна. Например, несколько дней назад у меня
произошел интересный обмен письмами в интернете. К нам в Центр постоянно
пишут не только пострадавшие от сект, но и оккультисты, какие-то люди,
заявляющие, что вычислили «формулу Бога». Все хотят отзыва и рецензии.
И вот, написал человек: «Уважаемый Александр Леонидович, добрый день! Я
обнаружил в интернете, что Вы основательно занимаетесь темой Ванги. А я
всегда был от нее далек, но недавно пришлось этого коснуться: я
занимаюсь расшифровкой загадочной "Рукописи Войнича”». Это
западноевропейский документ XVII века, написанный на пергаменте
неизвестным алфавитом. Содержание его тоже неизвестно. Никто не знает,
что это такое. Скорее всего, это фейк: кто-то просто придумал розыгрыш.
Все пытаются его расшифровать, но, скорее всего, расшифровывать там
нечего, и это просто бессвязный набор знаков. А мой корреспондент пишет,
что ему удалось получить положительный результат, правда, он может
перевести только очень короткие слова и вычитал там, что «трон Люцифера»
в XX веке перейдет женщине из Болгарского царства, а потом, уже в
совсем фейковом источнике «Тайны червя», который придумал оккультист
Лавкрафт, он якобы нашел план здания, очень похожий на тот, с позволения
сказать, «храм», построенный Вангой. И пишет: «Полтора года назад я
получил предупреждение, что если продолжу заниматься расшифровкой
"Рукописи Войнича”, то мне будет Царствие Небесное».
Это довольно типично. Я ответил ему, что настоятельно рекомендую
перестать читать оккультные фейки и заняться чем-то более душеполезным,
например, начать можно с Нового Завета. На что он ответил: «Должен вам
сообщить, что "Рукопись Войнича” — это далеко не оккультный фейк, а
древняя энциклопедия жизни и необходимых знаний, и написали ее наши
предки, Славяне («Славяне» с большой буквы). В ней есть факты истории,
которые отличаются от того, что нам написали немцы. Поэтому, прежде чем
делать выводы и давать оскорбительные советы, научитесь разбираться в
сути вопроса. С чего мне начать, я знаю лучше, а вы начните с
самовоспитания».
Я еще раз ответил: «"Рукопись Войнича”, скорее всего, фальсификат, и
нет никаких оснований, что этот изготовленный в Западной Европе текст
написан нашими предками-славянами, и что он является энциклопедией
необходимых знаний. Его содержание никому неизвестно, и, скорее всего, в
нем нет содержания. Все эти высказанные вами предположения являются
оккультными, псевдоисторическими фейками, к тому же, с оттенком
неоязычества. Вообще, чтобы заниматься какой-то криптографией,
необходимо иметь необходимое образование, которого, по всей видимости, у
вас нет».
Его следующее письмо приводит нас к нашей теме. Он пишет: «Как можно,
абсолютно не зная темы, делать такие выводы, абсолютно не зная человека,
делать выводы о его образовании. Такое возможно только в кругу
"наполеонов” и "прокуроров”. Да, мои пра-пра-предки были язычники, ну и
что? Я чту память о них и нашу историю, в отличие от вас. Во время
написания рукописи в Западной Европе вообще не было цивилизации. Читайте
письмо Анны Ярославовны, дочери Ярослава Мудрого, которая была выдана
замуж за короля Франции и учила его грамоте».
Но Анна Ярославовна была христианкой и поэтому грамотной: ее дед, князь
Владимир, после Крещения устроил на Руси целую систему школ, и с этого
момента грамотность в нашей стране благодаря христианству была широко
распространена. Христиане придумали азбуку для тех племен, которые были
язычниками, а после Крещения начали складываться в единую общность, из
которой и вышел русский народ.
Это то, в чем моя главная озабоченность. Я пишу в конце книги, что, на
самом деле, членов неоязыческих сект, которые используют термин
«нативизм» (от латинского «нативус» — родной) — не так много. Может
быть, на всю Россию 10 тысяч. Это, конечно, на 10 тысяч больше, чем
нужно, но в масштабах России незначительно. Но людей, которые разделяют
неоязыческую идеологию, питаются такими мифами, очень много. Они не
входят ни в какие секты, но в это верят. Таким образом, они делаются
чужими для своей культуры, для своего народа. Потому что русский народ
родился в купели Князя Владимира. Все, что у нас есть, создано
православным христианством, за исключением негативных явлений. Русский
язык, русская культура, литература, государственность, империя —
абсолютно все выковано православным христианством. И меня радует, а
одновременно смешит, когда даже самые фанатичные язычники, прощаясь друг
с другом, говорят «до воскресенья», а не до «следующего дня солнца».
Хочешь — не хочешь, от этого никуда не деться. Но когда настоящая
история и культура начинают подменяться безумными мифами и фейками, а
люди легко в это верят, то они отрицают все то, что у нас есть, и
фактически отрицают себя.
Что значит «мои пра-пра-предки были язычниками»? Но ваши
непосредственные предки были христианами. 30 поколений были христианами!
А те самые пра-пра-предки, о которых ты ничего не знаешь, и не знаешь,
во что они верили, они свободной волей выбрали христианство. И когда
люди говорят о верности каким-то пра-пра-предкам, они, на самом деле,
предают их память. Они отвергают тот выбор, который эти предки сделали. И
отвергают выбор более, чем 30 поколений своих непосредственных предков,
которые жили, дышали, надеялись, молились, — и все это было в
Православии.
В конце книги я привожу свою полемику с одним неоязычником из Пермского
края, сыном одного из родоначальников неоязычества в России, Алексея
Добровольского, который называл себя волхвом Доброславом. У него очень
бурная биография: сначала он был сталинистом, потом стал нацистом, затем
встретился с Глебом Якуниным (тогда он был еще священником), который
его крестил. Он стал диссидентом и был арестован по достаточно
известному в советское время «процессу четырех». Добровольский, говоря
прямо, «сдал» своих товарищей, поэтому отделался небольшим сроком. В
тюрьме стал неоязычником и вернулся к нацизму. Сам он уже скончался, а в
книге я привожу полемику с его сыном. Он говорил, что на самом деле, на
Руси все были язычники, христиан не было. Я спросил: а какие символы
наши предки ставили на могилы? Можно ли найти там какой-нибудь «столб
Перуна»?
Так получается, что мои книги, если не считать мемуарных, либо на
историческую тему, либо сектоведческую. Эта книга получилась соединением
двух тем. Нативизм питается мифами, и я решил изложить понятно и
популярно историю Крещения Руси. Во вступлении описал исторический метод
— это слабое место нативистов. Когда они начинают рассказывать, как «на
самом деле» было на Руси, я задаю один вопрос: «Покажите источник, где
об этом написано». Они отвечают: «Источника нет, это известно, что было
так». Но пока нет источника, не о чем говорить. Предисловие книги об
этом: любое повествование должно опираться на свидетельства. Я попытался
восстановить картину Крещения Руси, опираясь на рассказы очевидцев. Так
же я рассказываю о Византийской империи и культуре, о
западно-европейской культуре того времени. О соседях древних славян, их
религиозных верованиях, о которых мы почти ничего не знаем. Того, что
нам известно, совершенно недостаточно, чтобы что-либо восстанавливать —
осталось лишь несколько имен богов. Неизвестно, какой бог чем заведовал,
неизвестно их географическое распределение, какие боги были у полян,
древлян, финно-угорских, варяжских племен и так далее. Князь Владимир
пытался соединить эти верования в единый языческий культ, но этот культ
продержался недолго, всего несколько лет. И, очевидно, что народ эти
нововведения отверг, так как с радостью принял христианство, которое
было уже знакомым жителям Киевской Руси. Христиан, живших среди
язычников, было много, они были наиболее грамотными и «продвинутыми»
членами того общества. Это видно даже из тех договоров, которые
заключали в те времена: христиане при этом клялись в храмах, а язычники
вне храмов, своим богам. В византийских летописях мы видим описание
таких церемоний.
Самый полный «эксперимент» по восстановлению язычества был проведен в
IV веке императором Юлианом Отступником, племянником равноапостольного
Константина. В то время язычники составляли примерно половину населения
империи. Юлиан попытался повернуть ход истории и сделать язычество
главенствующей религией. Но у него ничего не получилось — даже тогда,
когда язычество было еще живо и существовало множество практикующих
язычников. Уж тем более ничего подобного не получится у современных
неоязычников. То, что они делают, не возрождение бывшего ранее, а
изобретение чего-то совершенно нового.
Дальше я рассказываю о первых годах на Руси после Крещения, о
распространении грамотности, о Ярославе Мудром, который был сыном
византийской принцессы, сестры императора Василия II. Таким образом
киевская правящая династия стала самой легитимной правящей династией
Европы. Все франкские и нормандские правители, которые жили в то время,
были «самозванцы», которые недавно появились. Князю Владимиру первому
удалось породниться с потомками римских императоров. Ярослав Мудрый
«удачно» выдал замуж и женил своих детей, его дочери стали королевами
Франции, Норвегии, Венгрии… Потому что выстраивались очереди, чтобы
породниться с ними и приобрести легитимность для королевских дворов
Европы через русский великокняжеский дом.
Вторая часть книги о неоязычестве. Современное неоязычество не
самостоятельное явление. Оно существует в рамках международного
оккультного движения «Нью Эйдж», которое началось во второй половине XX
века. Неоязычество возникло чуть раньше, но оно слилось с «Нью Эйдж». Я
рассказываю о западном «Нью Эйдже», о том, как первые нативные группы
появились в Англии, а одновременно с этим в Америке появляется главный
источник для славянских неоязыческих фантазий — так называемая «Велесова
книга». Я подробно разбираю историю этого фейка, показываю, насколько
это все «шито белыми нитками», насколько древность этих деревянных
дощечек является «липой», прошу прощения за каламбур. Но сама история с
найденными древними дощечками — это, простите, «плагиат» с мормонов. Они
первые «обнаружили» якобы золотые дощечки с непонятными письменами,
которых никто не видел, кроме Джонса Смита. То же самое получается и с
этими табличками: якобы они были обнаружены, но их никто не видел.
Миролюбов говорит, что обнаружил их в квартире друга, который никому их
не отдавал. И он их перерисовывал, даже сфотографировать не смог.
Вся эта история подробно рассказана со всеми аргументами. Кстати,
примерно в это же время на другом побережье США появляется украинское
неоязычество — РУН-вира, «ридна украинска народна вира», они построили
храм Украины, который стоит до сих пор. Кстати, родители жены бывшего
украинского президента Ющенко стояли у истоков этой секты. Еще в
советское время РУН-вира проникала на территорию СССР и продвигала
националистические идеи, отказываясь от христианства и создавая
отдельную фейковую идентичность украинцев, не имеющую ничего общего с
реальной исторической Украиной.
Дальше я рассказываю вкратце о жизни главных деятелей отечественного
неоязычества. Не всех я перечислил, но думаю, этого достаточно, чтобы
иметь представление об их идеях и методах.
Есть история, есть псевдоисторические концепции, которые я перечисляю. А
дальше читателю представляется возможность самому выбрать, что ему
кажется более убедительным. Книга кончается достаточно открыто, далее —
слово за самим читателем.
Книга небольшая, читается легко. Надеюсь, она будет в помощь
православным миссионерам и любому интересующемуся человеку, и ее можно
будет использовать, чтобы убедить тех, кого неоязычники пытаются вовлечь
в свой круг.
ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР
НОВОПАШИН:
— Весьма своевременно вышла эта книга. Это явление не новое. Увы,
неоязыческие идеи подаются под видом псевдопатриотизма — тяги к своим
корням. Все это, конечно, сказки. На самом деле, идет подмена — мужество
подменяется жестокостью, наше христианское миролюбие выдается за
слабость. Наверное, сейчас уже кажется дурным тоном, если мы приводим в
пример события на Украине. Но, увы, мы видим, как использовались
неоязыческие настроения и группы в перекраивании политического «олимпа»
на Украине. Необходим был эдакий «диавол» для грязной работы. Чтобы люди
не задумывались, а лишь исполняли приказы, якобы «так надо». «Во славу
богов» и каких-то других идей их можно отправлять на самые темные
деяния. А центры руководства многими такими группами находятся либо в
Великобритании, либо в США. Александр Леонидович подчеркнул, что
Екатерина Чумаченко — супруга президента Ющенко, а одновременно и
сотрудник одного из департаментов Белого дома по связям с общественными
организациями, член комиссии по «угнетаемым народам». Мы понимаем, что в
Белый дом просто так не попадешь. А она становится супругой президента
Украины, при этом украинское гражданство получает только через год после
того, как он стал президентом. И уже при Ющенко на Украине стали
ставить языческие истуканы — открыто, при поддержке государственной
власти. Политические партии в борьбе друг с другом серьезно использовали
сторонников неоязыческих веяний.
Сейчас происходит то же самое. Неоязычников используют в своих нуждах
политические противники. Вместе с тем, у нас есть ряд примеров, когда
некоторые неоязыческие группы запрещены и признаны экстремистскими, вне
закона, за сепаратизм. Это не объединяет, не сплачивает нацию, а
разбивает, развивая ненависть и по религиозному, и по национальному
признаку. Вся эта идеология направлена только на разлом нашего
отечества, на противоборство людей друг друга. Тот же Добровольский, уже
упомянутый Александром Леонидовичем, на вопрос, как быть с
православными, отвечал: «Их надо резать». Идеи многих неоязычников на
этом и построены. А в силу своей работы мы с Александром Леонидовичем не
только теоретически знакомимся с произведениями знаковых неоязыческих
авторов. Бывало так, что мы и встречались с ними, и слышали такие
высказывания лицом к лицу. Поэтому эта книга очень важна. Написана она
популярным, простым языком, поэтому будет доступна широкому кругу
читателей.
ВЕРА ШАРАПОВА
Источник: журнал «Православное книжное обозрение»
КТО ПРИДУМАЛ
НЕОЯЗЫЧЕСТВО?
А. Л. Дворкин.
М.: Вольный странник, 2022. — 208 с.
ИС Р22-201-3012
ISBN 978-5-00178-110-3