В марте мы отмечаем День православной книги. Этот праздник напоминает нам, что первой печатной книгой на Руси была книга христианская.
Началось книгопечатание с христианской книги, но все ли об этом знают и помнят? К сожалению, далеко не все. Более того, миф о том, что Церковь – противница науки, образования оказался очень устойчивым. Это очень досадно, потому что никаких реальных оснований для представления о Церкви как противнице образования и просвещения нет, причем из уст Христа мы слышим наставление ученикам: «Идите, научите все народы» (Мф. 28:19).
Если мы обратимся к свидетельствам различных времен, то увидим, что Церковь немало сделала для просвещения, особенно для просвещения тех, кто до этого никакого доступа к образованию не имел. Да и взять нашу страну: кто создал и распространил по всем пределам славянскую грамматику? Церковь. И нельзя говорить, что наше время более просвещенное, чем, например, XIX век. Когда жил основоположник современного русского литературного языка А.С. Пушкин, поэт, литературный критик и педагог В.А. Жуковский, член Императорской академии наук по Отделению русского языка и словесности святитель Филарет (Дроздов), ученый-аскет, публицист-проповедник святитель Феофан Затворник? В XIX веке. То время дало для России много.
Когда позволяет время, люблю просматривать журналы XIX и начала ХХ веков. Особенно «Калужские епархиальные ведомости». Кто ходил по этой земле в позапрошлом веке? Как проходила жизнь сел и приходов в те времена? Что волновало людей? Сколько отдельных моментов из истории храмов, из жизни духовенства, простых людей можно узнать благодаря журналам. Есть крупные события, известные нам из учебников истории. А когда погружаешься через журналы в прошлое, то открываешь много нового о тех временах, сближаешься с людьми, жившими в той эпохе. И что очень важно: понимаешь, что мы люди разных времен, но очень похожи.
Нельзя не заметить, сколько внимания уделяется в «Калужских епархиальных ведомостях» образованию и просвещению. Это была постоянная тема для журнала. И речь идет не только об органе управления образованием, работа которого освещалась на страницах журнала, не только о семинариях и духовных училищах, о которых в журнале много материалов. Тема образования, просвещения подается гораздо шире. Это и книжные склады, и библиотеки, и беседы по воскресным дням для желающих получить знания, и небольшие училища, и школы для крестьянских детей.
Напомню, что во второй половине XIX века возможность обучать детей появляется у самых простых и небогатых, даже по-настоящему бедных людей. В деревнях, селах открываются школы. Их становится все больше. И все больше людей имеют возможность получить первоначальное образование.
Но чтобы дело просвещения шло успешно, нужно было решать практические вопросы. Чтобы школа действовала, нужно помещение, мебель, пособия и письменные принадлежности. Нужно было и оплачивать труд учителя. Крестьяне редко имели возможности вносить плату за обучение детей, а если кто и мог, то это были копейки в прямом смысле слова. И содержание таких школ брала на себя Церковь. Если школьное дело развивалось, то и людей грамотных в этой местности становилось больше.
У простых людей книг дома не было. Возникала потребность в библиотеке. Подчеркну: изученные мной материалы из журналов показывают, что тогда очень хорошо понимали необходимость библиотек в деле просвещения. Но организация библиотеки, приобретение книг, подписка на журналы тоже требует средств. Будущие читатели способны были внести копейки, а основную сумму нередко вносил местный священник. Отнюдь не потому, что сам был состоятельным и легко мог внести деньги. Для него сумма была тоже ощутимой, но он понимал необходимость библиотеки для своей паствы. Понимал, что, если человек обучен грамоте, ему нужно дать возможность читать хорошие книги.
Думаю, нашим современникам будет интересна история как возникали библиотеки и книжные склады. Нашелся человек, пожертвовавший много книг для развития книгораспространения. Они стали основой библиотеки и книжного склада. Простые люди могли взять себе домой и почитать, а часть из них, кто хотел, мог купить. На вырученные деньги приобрели новые книги. Так пополнялись библиотечные фонды. На этом складе можно было недорого приобрести хорошие книги, чтобы ставшие грамотными простые небогатые люди имели возможность читать. Постоянным небогатым читателям порой и дарили книги. Вот так благодаря неравнодушию, милосердию, деятельному участию книга приходила к людям. И все это освещалось на страницах «Калужских епархиальных ведомостей».
Но не только материальная и организационная поддержка была нужна делу народного просвещения. Грамотность только-только входила в села. До этого многие поколения крестьян были неграмотными. Не все понимали, зачем грамотность нужна, поэтому не спешили отдать детей в школу. Сельским священникам было рекомендовано в проповедях разъяснять крестьянам пользу грамотности. Обратите внимание, какой живой, неравнодушный подход к делу просвещения.
Учителями народных училищ нередко становились выпускники духовной семинарии. Они выполняли обязанности преподавателя за скромное вознаграждение. Учеников нужно учить всему с нуля. Дома им помогать некому, родители были неграмотные, да и для самих детей обучение было в новинку. Не будем забывать, что жизнь крестьянина зависит от сезона, а крестьянские дети помогали взрослым в труде, а поэтому в разгар полевых работ им было не до учебы. Но энтузиасты просвещения не сдавались, и благодаря их труду, доброте и упорству в селах становилось все больше грамотных.
На страницах «Калужских епархиальных ведомостей» читателей тех лет ждали статьи по вопросам развития образования. Немало материалов посвящено воспитанию. Когда начинаешь их читать, во-первых, понимаешь, что они интересны и в наши дни, и во-вторых, что большая часть материалов не потеряла актуальности. С новой силой осознаешь, сколько общего у людей разных времен и поколений, и понимаешь, что опыт предыдущих десятилетий и веков не нужно откидывать. Его полезно изучать.
Когда знакомишься с материалами «Калужских епархиальных ведомостей» позапрошлого века, осознаешь, насколько же для Церкви было важно дело просвещения, чтобы оно было доступно самым простым людям, сколько было сделано ради того, чтобы дело образования развивалось и приносило свои добрые плоды.