В виде календаря

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

В виде списка

Ноябрь 2024 (20)
Октябрь 2024 (37)
Сентябрь 2024 (22)
Август 2024 (35)
Июль 2024 (31)
Июнь 2024 (30)

 



 

Обзор СМИ


Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече со студентами МПГУ



25 окт 2023 -|- Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter.

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече со студентами МПГУ

24 октября 2023 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со студентами Московского педагогического государственного университета. После выступления Святейший Владыка ответил на вопросы учащихся.

— Добрый день, Ваше Святейшество. Меня зовут Данила Сазонов, я студент Института истории и политики. После вашего архипастырского слова у меня родился вопрос: скажите, пожалуйста, какими с Вашей точки зрения качествами должен обладать современный учитель и к чему он должен стремиться в современном обществе?

— Я не могу сказать больше того, что я сегодня уже сказал. Опять приведу цитату из Священного Писания: «будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть» (см. Мф. 5:48). А что такое совершенство Божественного Отца? Совершенство недостижимое для человека. Для чего же так сказано? Именно для того, чтобы люди понимали: у совершенства нет предела. Если кто-то, защитив кандидатскую диссертацию, скажет: «Всё уже сделано», — это ошибка. Или защитив докторскую, став профессором, — «ну и хватит, ладно», — и это неправильная установка. Потому что и на вершине, на олимпе научных знаний, на любой высоте в научном сообществе мудрый совестливый ученый всегда будет ставить перед собой вопрос, может быть, жесткий, но правильный: «А я не деградирую? А я не стою на одном месте? А я не читаю одно и то же? А что я сам для себя за это время открыл нового? А чем я могу поделиться со своими учениками?»

Эти критические вопросы обычно не ставят, особенно когда хорошая зарплата, почет, уважение. Но ведь я не порицаю тех, кто не ставит, — такова жизнь, а если еще помножить на семейные хлопоты, иные заботы… Нет никакого порицания в моих словах, но если говорить об идеале — а мы все-таки должны рассматривать идеальную шкалу развития, — то нужно постоянно задавать себе неудобные вопросы и отвечать на них. И если человек, отвечая честно самому себе, видит слабость, недосказанность, недоработанность чего-то, то нужно подвинуть себя на то, чтобы взять очередную высоту.

Если возникнет навык брать очередные высоты, когда у тебя есть диплом, кандидатская, докторская, членство в каких-то академиях, то это означает, что ты действительно ученый. Не чиновник от науки, а человек мыслящий, стремящийся к саморазвитию, стремящийся решить те задачи, которые еще не решены, и внести свой вклад в то, что представляется важным для науки.

То же самое я могу сказать о духовной жизни, о священниках. Многие очень хорошо произносят проповеди, прекрасно совершают богослужения. Но если кто-то из священнослужителей повторит библейские слова: «Душа, все у тебя есть, ешь, пей, веселись!» (см. Лк. 12:19), то в этот момент и наступает регресс.

Движение вперед всегда предполагает критику в адрес самого себя. А если исчезает критика, улыбнитесь сами себе и скажите: «Либо я постарел, либо у меня с мозгами немножко не в порядке, либо я очень устал». И самым лучшим ответом будет: «пожалуй, съезжу-ка я в отпуск и встряхнусь».

— Здравствуйте, Ваше Святейшество. Я Жухлистов Николай, студент Института социально-гуманитарного образования и будущий преподаватель Основ религиозной культуры и светской этики, в том числе Основ православной культуры. Какую роль в Вашей жизни, в Вашем служении Русской Православной Церкви сыграла школа?

— Средняя школа, конечно, закладывала основу, фундамент. У меня обучение в средней школе совпало с рабочей деятельностью — я после восьмого класса вынужден был пойти работать и учился в вечерней школе. Это были очень трудные годы, большая нагрузка, да еще по молодости, по горячности изучал немецкий язык в какой-то языковой школе. Нагрузка была невероятная, и в какой-то момент казалось, что надо все бросить, — а потом этот соблазн проходил, и я продолжал делать то, что должен был делать. Благодарю Бога за всё, как я благодарю Бога — не убоюсь сказать что-то из своей жизни, что вас может шокировать, — за нищету, в которой в то время жил. Мой отец служил священником не в Ленинграде. За проповеди, которые он достаточно успешно произносил, и за уважение, которое к нему питали люди, отца во времена хрущевских гонений перевели из Ленинграда в другое место, ну и мы с ним переехали. Я пошел в школу и, конечно, видел на себе косые взгляды. Потом непрестанные требования вступить в пионеры — но я не мог по убеждениям. Была постоянная конфронтация с учителями на идеологическом фронте, но у них ничего не получилось, в пионеры я не вступил. Не по политическим соображениям, а потому что учителя не смогли мне ответить на заседании педагогического совета, когда я им сказал, что готов вступить в пионеры. Радость была невероятная, все просияли, а я говорю: «Но у меня есть маленькое условие. Я буду каждое воскресенье ходить в церковь, как и сейчас хожу, но, как пионер, буду повязывать красный галстук. Вы с этим согласны?» — Пауза. — «Нет, мы несогласны». — «Тогда я не вступлю в пионеры». И я никогда не был пионером — не по политическим соображениям, а потому что пионерство в то время предполагало отречение от Бога.

— Добрый день, Ваше Святейшество! Меня зовут Еремина Мария, я студентка Института филологии. Разрешите Вам задать такой вопрос. Сейчас постоянно говорится о разрушении семьи как социального института и о нежелании молодежи связывать себя узами брака. Что бы Вы посоветовали для преодоления таких мыслей у молодого поколения?

— Вы знаете, что бы я сейчас ни говорил, это будет как горох об стенку для тех, кто мыслит так, как Вы сказали. Им кажется, что так и надо жить, а какой-то седовласый дедушка, plus quam perfectum, что-то там рассказывает, учит… Не думаю, что мои слова могут произвести переворот в душе у кого-то, кто настроен так, как Вы говорите, но я все-таки отвечу.

Можно скептически относиться к моим словам. Можно скептически относиться к тому, что говорят родители. Можно скептически относиться к тому, что говорят учителя. А вот теперь самый главный вопрос: а откуда мы получаем знания? Почему мы взрослеем? Почему мы умнеем? Почему мы обретаем новый опыт? Именно потому, что нас чему-то научили родители, научили учителя, научили священники, научили хорошие книги. Мы получаем мудрость извне. Не мы ее генерируем — это не наша мудрость, это мудрость других. А наша мудрость заключается в том, чтобы усваивать подлинную мудрость и отвергать то, что таковой не является, отделяя пшеницу от плевел, как учит нас слово Божие.

— Добрый день, Ваше Святейшество. Меня зовут Кучербаева Алла. Я студентка Института биологии и химии. Скажите, пожалуйста, чем, на Ваш взгляд, вызвано беспрецедентное распространение по всему миру в последние десятилетия квазиценностей, противоречащих подлинной духовности, морали и культурно-историческим традициям народов, в том числе россиян?

— Квазиценности возникают, потому что те, кто таковые распространяют, очень боятся влияния подлинных ценностей. Нельзя отменить подлинную ценность, например, семью и брак, но можно создать квазиценность, так называемое сожительство. «Давай поживем, посмотрим, что получится, либо будем жить дальше, либо разбежимся» — это квазиценность. То, что пытается заменить подлинную ценность — брак, в который люди вступают с очень ответственными обязательствами по отношению друг к другу, а если венчались, так еще и с обязательствами пред Богом. Так что квазиценность помогает людям катиться вниз, а подлинная ценность — подниматься вверх.

Вот почему квазиценность нужно воспринимать как оружие, запускаемое теми, кто борется с подлинными ценностями, будь то ценности духовные, религиозные, патриотические, культурные. Для чего это делается? Для того чтобы стереть грань между правдой и ложью. Правда — высочайшее произведение искусства, а ложь — подтасовка, но если вы размещаете и то, и другое на одной стене в музее, вы заставляете людей думать, что и то, и другое относятся к ценностям. Но это ложь, а отец лжи есть диавол. Вот почему «блюдите, како опасно ходите» (см. Ефес. 5:15). Эстетический вкус, образование, в том числе художественное, литературное, общекультурное образование, я уж не говорю о религиозном образовании, вооружает нас критерием, который помогает опознавать, где правда, а где ложь, где свет, а где тьма, где шедевр, а где квадрат, объявленный «шедевром».

— Здравствуйте, Ваше Святейшество! Я студентка Института физики, технологии и информационных систем Павлюченко Олеся. Ни для кого не секрет, что у нас сейчас очень сложная демографическая ситуация. Как Церковь противоборствует появлению и распространению негативных явлений в данной сфере?

— Очень деликатная, чувствительная тема, которой Церковь сейчас очень активно занимается. У нас действительно недостаточная рождаемость, и последствия для страны могут быть катастрофическими. Мы великая страна, у нас огромные просторы, но у нас не хватает людей. А ведь общество развивается, и кому-то надо работать, — вот и появляются гастарбайтеры, которые вначале выглядят как совсем чужие, иностранцы. Не умеют говорить, потом немножко начинают общаться по-русски, а потом женятся на русских, прописываются, становятся гражданами… Как будто в этом не должно быть ничего плохого, но есть один риск: такого рода люди не становятся нам близки ни по вере, ни по культуре. У них своя вера и своя культура. Образованный, интеллигентный русский человек должен с уважением относиться и к вере, и к культуре других людей, но если иная вера, иная культура будут так распространяться, что в какой-то момент они сравняются или, не дай Бог, станут доминировать, то мы потеряем страну, мы потеряем свою идентичность.

Поэтому, не входя в тонкости миграционной политики, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что стремление заполучить дешевую рабочую силу в городе Москве не должно привлекать огромное количество людей, принадлежащих к иной культуре, к иной вере, часто не знающих русский язык и не имеющих, простите, уважения к России и к ее народу. Не о всех говорю, но ведь есть и те, кто и язык не учит. Поэтому межрелигиозная, межнациональная напряженность, которая в будущем может очень сильно ранить наше общество, формируется как бы из мелочей, которые сейчас очевидны, но завтра эти мелочи окажутся уже не мелочами. Понимаю, Москва растет, какие дома строим, и с этой утилитарной точки зрения нужна рабочая сила. Не хватает ее Москве, но ведь эта сила никуда не уедет после того, как дома построятся, — она вся останется здесь. У меня нет никаких плохих чувств к мусульманам. Я долгие годы, да и сейчас занимаюсь отношениями Русской Церкви с исламским сообществом. У нас исторические исламские общины и в Москве, и в Уфе, и в других местах, и у Патриарха очень хорошие отношения с руководителями этих общин. Но не о них речь идет, и даже не об отношении к исламу. Речь идет о демографических процессах, которые могут радикально изменить природу нашей страны и нашего государства. Поэтому нужно очень внимательно подумать, как работать с этой проблемой. Какие-то мысли у меня есть, не могу их здесь, к сожалению, озвучить, но считаю, что наше политическое руководство, капитаны нашей индустрии, интеллигенция, общественность должны помнить, что происходящее сегодня может привести к благополучию для всех, а может завершиться очень большими трудностями и проблемами для России, государства многонационального, но ядром которого является русский народ.



Источник - Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси




 

© iskitimeparhia.ru 2013 – 2024

По благословению Преосвященнейшего Леонида, епископа Искитимского и Черепановского

Епархиальное управление работает с понедельника по пятницу с 09:00 до 17:00.
Адрес: 633227 г. Искитим ул.Коллективная,1
Телефоны Епархиального управления:
приёмная - 8(383-43)91-081
канцелярия - 8(383-43)91-083
Адрес электронной почты: iskitimeparhia@yandex.ru