![]() Воспоминания о блаженной Домне Томской. Епископ Леонид (Толмачев) |
Леонид (Толмачев Денис Владимирович), епископ Искитимский и Черепановский
Искитимская епархия Новосибирской митрополии Русской Православной Церкви, г. Искитим
Воспоминания о блаженной Домне Томской: рассказы о юродивой архиепископа Владимира (Петрова), записанные архиепископом Никоном (Рождественским)
Аннотация: В настоящей статье проводится обзор опубликованных воспоминаний и народных преданий о блаженной Домне Томской. При анализе мемуаров делается особый акцент на воспоминаниях архиепископов Владимира (Петрова) и Вениамина (Благонравова), которые встречались с юродивой в период их педагогической деятельности в Томской духовной семинарии в 1858-1860 годах. Вместе с этим вводятся в научный оборот и неизвестные ранее рассказы о юродивой владыки Владимира, которые были записаны архиепископом Никоном (Рождественским) и сохранились в его архивном фонде. Из всех проанализированных воспоминаний при критическом подходе выявляются сведения, по которым воссоздается образ блаженной Домны и восстанавливаются из забытья случаи ее прозорливых слов и поступков, предоставляя новые доказательства ее подвижнической жизни и святости.
Ключевые слова: воспоминания, блаженная Домна Томская, С.Ф. Хромов, епископ Никодим (Казанцев), протоиерей Михаил Путинцев, протоиерей Николай Митропольский, архиепископ Владимир (Петров), архиепископ Вениамин (Благонравов), архиепископ Никон (Рождественский).
Цитирование: Леонид (Толмачев Денис Владимирович), епископ. Воспоминания о блаженной Домне Томской: рассказы о юродивой архиепископа Владимира (Петрова), записанные архиепископом Никоном (Рождественским) // Новосибирский временник. 2025. № 1. С. 10-19.
Bishop Leonid of Iskitim and Cherepanovo (Tolmachev Denis Vladimirovich)
Iskitim Diocese of the Novosibirsk Metropolia of the Russian Orthodox Church, Iskitim
memoirs of the blessed domna of Tomsk: stories about the foolishness of archbishop vladimir (petrov), recorded by archbishop nikon
(rozhdestvensky)
Abstract. This article provides an overview of the published memoirs and folk legends about the blessed Domna of Tomsk. When analyzing the memoirs, special emphasis is placed on the memoirs of archbishops Vladimir (Petrov) and Veniamin (Blagonravov), who met with the fool during their teaching career at the Tomsk theological seminary in 1858-1860. At the same time, previously unknown stories about archbishop Vladimir's foolishness are being introduced into scientific circulation, which were recorded by archbishop Nikon (Rozhdestvensky) and preserved in his archival fund. From all the analyzed memories, a critical approach reveals information that recreates the image of blessed Domna and restores cases of her visionary words and deeds from oblivion, which becomes new evidence of her ascetic life and holiness.
Key words: memoirs, Blessed Domna Tomskaya, S.F. Khromov, bishop Nikodim (Kazantsev), archpriest Mikhail Putintsev, archpriest Nikolai Mitropolsky, archbishop Vladimir (Petrov), archbishop Veniamin (Blagonravov), archbishop Nikon (Rozhdestvensky).
Citation: Leonid (Tolmachev Denis Vladimirovich), bishop. Memoirs of the blessed Domna of tomsk: stories about the foolishness of archbishop Vladimir (Petrov), recorded by archbishop Nikon (Rozhdestvensky) // Novosibirsk vremennik. 2025. No. 1. pp. 10-19.
К одному из замечательных явлений русской культуры можно отнести мемуары. В последнее время интерес к ним увеличивается не только в научной среде - с целью изучения деятельности человека, пытавшегося мыслить исторически, - но и среди простого читателя, изучающего эпоху, в которой жили его предки. Мемуары раскрывают перед нами взгляд человека другого времени на события, в которых он участвовал, и дополняют то, что не отразилось в документах. Можно сказать, что такие воспоминания оживляют для нас прошлое, а ценность их заключается в их живом восприятии.
Мемуары включают и дневники, где фиксируются не только текущие описания событий и встреч, но и осмысление прошлого с повествованием о нем. Особую ценность представляют мемуары тех людей, которые встречались в своей жизни по роду своей деятельности с личностью, выделявшейся среди остальных определенными качествами или праведной жизнью. Такие свидетельства очевидцев представляют существенный интерес для воссоздания образа подвижника, рассказывают о нем все вплоть до мельчайших подробностей, показывают, как он стремился к святости, преодолевая земное.
В связи с включением имени блаженной Домны Томской (нач. XIX в. - 1872) в собор Новосибирских святых и с необходимостью поиска примеров ее святости с целью возрастания ее почитания в народе в данной статье актуально привести воспоминания тех, кто с ней встречался, слышал ее назидательные слова и видел ее праведную подвижническую жизнь. Но следует понимать, что любые воспоминания обязательно несут на себе печать личности их составителя и, разумеется, во многом лишены исторической объективности, поэтому к ним необходим критический подход. Для работы с ними необходимо изучить личность автора и положение, занимаемое им, чтобы выявить степень его осведомленности в происходящем и понять, насколько его словам можно доверять. Поэтому в обзоре воспоминаний прежде поместим сведения о самих авторах.
Первыми не по времени публикации, а по написанию следует привести мемуары купца Семена Феофановича Хромова (1813-1893). Происходя из крестьян Владимирской губернии, он вместе со своими земляками оказался в Сибири и с 1830-х годов трудился на золотых приисках сначала в качестве приказчика у своего дяди Е.Д. Бобкова. В 1842 году он выкупился с семьей на волю и записался в купечество, ведя свое дело с переменным успехом. В 1852 году С.Ф. Хромов в д. Зерцалы познакомился со старцем Федором Кузьмичом, а в 1858 году привез его в Томск и расположил в отдельной избушке своей усадьбы на улице Монастырской. Общаясь со старцем, он записал в отдельную тетрадь случаи исцеления больных и беседы с ним, считая, что старец - бывший император Александр I. Его записки сохранились и использовались некоторыми авторами, изучавшими личность Федора Кузьмича [1, с. 52-54].
Эти записки издавались частично в конце XIX века, а в 2015 году вышло их научное издание вместе с жизнеописанием старца Феодора, которое составил С.Ф. Хромов. Вместе с этим, в записках есть несколько упоминаний о блаженной Домне Карповне, с которой автор встречался в Томске. Так, 30 августа 1866 года С.Ф. Хромов при служении панихиды на могиле старца Федора встретил блаженную Домну Карповну, которая вернула сапог праведника, но не новый, а поношенный [2, с. 51]. 5 декабря 1868 года он приводит свидетельство о святости блаженной Домны, равной старцу Федору, которое слышал от уважаемого им архимандрита Виктора, видевшего некое видение [2, с. 69]. Наконец, купец приводил слова и самой блаженной, говорившей ему не смущаться несправедливой молвой о старце как о раскольнике и при этом утверждавшей его святость рассказом о своем исцелении по его молитве: «Когда он жил в саду в келии, я была очень больна и осталась ночь в саду затем, чтобы пойти к нему и исцелиться от болезни, и начала стучать в двери, и он только отворил дверь мне, и я только взошла на порог его келии, и он исцелил меня...» [2, с. 85] И после этого мемуарист утверждал, что старец святой, приводя и другие слова блаженной о росте его могилки, а затем добавлял, что и сама блаженная является святой 1 .
Почти спустя 10 лет, 7 декабря 1878 года, тот же С.Ф. Хромов в своих мемуарах, которые писал в келии Феодора Кузьмича, отмечал, что поставил портрет блаженной Домны перед портретом старца. От этого у купца появилось смущение, что он таким действием невольно мог оскорбить память почитаемого им праведника, но потом добавил о равной их прозорливости [2, с. 135]. Эти воспоминания свидетельствуют не только об общении этих двух праведников при жизни и о их равной святости, но и о том, что они почти одинаково почитались в то время.
Вместе с этим, встреча с С.Ф. Хромовым отмечается в дневнике епископа Никодима (Казанцева; 1803-1874). Последний управлял Енисейской епархией в г. Красноярске в 1862-1870 годы. 23 февраля 1869 года томский купец приезжал в Красноярск и рассказывал владыке о дворянском происхождении блаженной Домны Карповны, что «она тридцать лет жила в г. Каинске, а сейчас уже 10 лет живет в г. Томске» [4, л. 96 об.]. Именно этот разговор побудил владыку вспомнить свою первую встречу с блаженной и с этих пор заносить в дневник содержание передаваемых ею записок, относясь внимательно к ее словам.
Мемуары епископа Никодима, к которым относятся дневники и воспоминания в них, сохранились в фонде владыки в Государственном архиве Красноярского края (Ф. 561) и содержат сведения о его встречах с блаженной и получение от нее наставлений. Изучение этой информации уже предпринималось нами [5, с. 17-24]. В результате проведенного исследования удалось выяснить, что первая встреча владыки с блаженной Домной произошла 1 декабря 1866 года в г. Томске, при отпевании епископа Томского и Семипалатинского Виталия (Вертоградова). Тогда же владыка услышал и ее пророческие речи, которые были им записаны. Во второй половине 1860-х годов блаженная неоднократно передавала епископу Никодиму записки с наставлениями, которые были ему малопонятны. В июне 1870 года по дороге в Москву епископ Никодим вновь встретился с блаженной Домной в Томске, где снова получил от нее наставления, которые пытался связывать со своей жизнью. Находясь на покое в Николо-Перервинском монастыре под Москвой, епископ Никодим переживал финансовые трудности, страдал от холода в своих покоях и от необоснованных обвинений настоятеля. Вместе с тем, из писем, полученных с места своего прежнего служения, епископ Никодим узнал о кончине блаженной Домны и ее погребении. Записи в его дневниках свидетельствовали, что он вспоминал о ней, осмыслял ее поступки и речи к нему, понимая, что через них она говорила ему о предстоящих в жизни скорбях, постигших его на покое в монастыре.
Только в 1882 году появилось первое сообщение о блаженной Домне в периодической печати. Это была заметка алтайского миссионера протоиерея Михаила Путинцева (18431902), который не был мемуаристом, но лишь публикатором воспоминаний, услышанных, как он писал, от четырех духовных лиц (епископа, игумена и двух священников). Под первым им имелся ввиду начальник Алтайской миссии епископ Бийский Владимир (Петров), под вторым - игумен Макарий (Невский), а под двумя священниками - миссионеры [6, с. 468].
Протоиерей Михаил Путинцев, родившись в г. Омске в 1843 году, получил образование в Сибирском кадетском корпусе, закончив его в 1862 году. Около четырех лет молодой офицер в звании хорунжего прослужил в 6 конном полку Сибирского казачьего войска, а в 1866 году перешел в духовное ведомство и был рукоположен во священника. После открытия в 1871 году Туркестанской епархии отец Михаил перевелся туда и некоторое время трудился в духовной консистории в г. Верный, а потом на приходе в г. Кульдже, занимаясь просвещением местных жителей. Вместе с этим, с 1869 года отец Михаил, приобретая литературный опыт, стал публиковаться в журналах «Странник», «Душеполезное чтение» и «Христианское чтение» [7, с. 88; 8].
Протоиерей Михаил сам писал о себе, что в октябре 1881 года он был назначен сотрудником Алтайской духовной миссии и переехал в Томск, где и познакомился с начальником миссии, викарием Томской епархии епископом Бийским Владимиром. В ноябре того же года отец Михаил вместе с владыкой впервые посетил главный стан миссии, с. Улалу [9, с. 4-6]. Именно в келиях помощника начальника миссии игумена Макария (Невского) отец Михаил видел фотографическую карточку блаженной Домны Карповны, что свидетельствовало о ее почитании. Общаясь с начальником миссии и ее сотрудниками, отец Михаил услышал воспоминания о блаженной Домне Карповне, записал их 20 июня 1882 года, издав к 10-летию со дня ее кончины. Публикуемые сведения были краткими, состоя лишь из высказанных предположений о происхождении блаженной, описаний ее внешнего вида, образа жизни, нескольких случаев ее юродивых поступков [6, с. 468-469]. Как видно из завершающего повествование абзаца, цель этой публикации была в сборе сведений о подвижниках благочестия.
Спустя несколько лет, в 1889 году, протоиереем Михаилом был издан небольшой сборник о сибирских подвижниках благочестия, куда вошла глава и о блаженной Домне Карповне (Томской) [10, с. 31-33]. Впоследствии сборник переиздавался в 1894, 1900 и 1990 годах. Данный материал о ней помещался вместе со сведениями о юродивом Разумовском, причем отмечалось, что память об этих «блаженненьких» еще свежа среди жителей г. Томска. Отец Михаил вместе с краткими сведениями о блаженной, ее происхождении и образе жизни помещал ее предсказание о будущем епископе после смерти в конце 1866 года уже упомянутого епископа Томского Виталия, а также, что блаженная при некоторых людях оставляла свое юродство для беседы с ними. Приводились случаи и совместных юродивых действия этих двух блаженных, открывших развившиеся взяточничество в г. Томске.
Следующие сведения о блаженной Домне Карповне с воспоминаниями о ней также появились на страницах Томских епархиальных ведомостей и принадлежали протоиерею Николаю Васильевичу Митропольскому (18241903). Он, окончив в 1846 году Тобольскую духовную семинарию, два месяца преподавал в новооткрытом Томском духовном училище, но после смерти отца стал священником и служил в с. Легостаево Барнаульского уезда. В 1848 году его перевели в с. Краснощековское, в 1856 г. - в с. Вознесенское Каинского округа, а в 1862 г. - в г. Каинск. При этом отец Николай с 1856 по 1887 года являлся благочинным [11, л. 2 об. - 3 об.; 12, с. 93-94]. Как видно из кратких биографических данных, он был довольно образованным для своего времени человеком, а поэтому попытался собрать все возможные материалы о блаженной Домне.
В написанном 23 декабря 1882 года биографическом очерке отец Николай признавался, что поводом к написанию послужила заметка протоиерея М. Путинцева, заставившего вспомнить образ блаженной Домны Карповны, которую до перевода его в Каинск знал пять лет, и сообщить о ней более точные сведения [13, №6, с. 165-168]. Впервые он увидел блаженную в июле 1856 года, когда ей было 52 года. Она ежегодно приходила на Девятипятницкую ярмарку в с. Вознесенское и до поздней осени проживала у отца Николая, который пользовался ее расположением, поэтому и решил впоследствии поделиться тем, что слышал от нее самой. Он приводил некоторые беседы с ней и своей супругой Еленой Павловной, подкрепляя и уточняя точными сведениями о происхождении блаженной и причинах ее ссылки в Сибирь. Блаженную под именем Марии Слепченко сослали за бродяжничество в с. Иткуля Каинского округа. Образованная, она происходила из Полтавской губернии, проживала у господ, но убежала от них, чтобы спастись от принудительного замужества [13, №6, с. 169-172].
Отец Николай на основе своих воспоминаний и свидетельств очевидцев воссоздавал образ блаженной Домны Карповны, юродство которой состояло в том, что она на себе носила узлы из разной одежды и других вещей, отличалась своей любовью к странникам и животным, всегда их усердно кормила. Он упоминал и о случаях помощи по ее молитвам [13, №9, с. 262-269]. А завершал свой очерк он призывом к жителям г. Томска, где последних 10 лет она проживала, чтобы они сказали правдивое слово о ней, поделились своими воспоминаниями [13, №9, с. 270]. Однако, несмотря на призыв, других сведений о блаженной так и не появилось, но в 1897 году публикацию Томских епархиальных ведомостей протоиерея Н. Митропольского издали отдельной брошюрой [14].
Следует отметить и об отдельных публикациях некоторых сохранившихся преданий о блаженной Домне Карповне. Разумеется, они были краткими и часто не выдерживали справедливой критики, представляя истории из преданий старины, сохранившиеся к тому времени в народе.
Так, в вышедшей в 1892 году книге «Старое житье» петербургский писатель, журналист и краевед М.И. Пылаев увлекательно и даже иронично в главе «Стародавние старчики, пустосвяты и юродцы» повествовал в одном абзаце о блаженной Домне, называя ее «старухой неряшливой внешности» [15, с. 281]. Но вместе с этим он упоминал, что она предсказала смерть одному архиерею. Однако из этого краткого абзаца, содержание которого не стоит цитирования, видно, как со временем в народной молве исказился образ подвижницы.
Необходимо отметить и публикации сохранившихся преданий из газеты «Сибирский вестник» 1898 года, где в разделе фельетонов в ироничном виде помещалось заметка «Из Томской старины» за подписью «Н.ГГ». В ней автор делал не только некоторый краткий обзор уже имевшихся сведений о блаженной Домне, но и сообщал, что ему приходилось слышать от старожилов, как «юродивая предсказала ужасные пожары, опустошившие Томск в начале [18]80- х годов» [16, с. 2]. В завершении автором добавлялось, что и в его время томские жители чтили память юродивой, свидетельством чего являлся ее портрет, находящийся у многих старожилов на почетном месте в доме.
Особо следует сказать и об отдельных воспоминаниях архиепископа Владимира (Петрова), который родился в 1828 году в станице Федосьевской, где отец его был пономарем храма. Получив духовное образование в Воронежской духовной семинарии и Киевской духовной академии, он принял монашество. Сначала иеромонах Владимир стал преподавателем Орловской семинарии, затем, в 1857 году, - инспектором Иркутской семинарии, а в следующем году - новооткрытой Томской семинарии. В 1861 году он стал инспектором Санкт-Петербургской духовной академии с возведением в сан архимандрита. В 1865 году его назначили начальником Алтайской духовной миссии, а 16 марта 1880 года посвятили во епископа Бийского, викария Томской епархии, с оставлением управления Алтайской миссией. Только в 1883 году он стал самостоятельным епископом Томским и Семипалатинским, в 1886 году - епископом Ставропольским и Екатеринодарским, с 1889 года - Нижегородским и Арзамасским, а 7 мая 1892 года - Казанским и Свияжским (с возведением в сан архиепископа), где 2 сентября 1897 года и закончил свой земной путь [17, с. 8-9]. Из этой краткой биографической справки видно, что большая часть жизни владыки Владимира была связана с Томской епархией (более 20 лет) и с миссионерской деятельностью на Алтае.
Как уже показывалось выше, протоиерей Михаил Путинцев в своей публикации материалов о блаженной Домне ссылался на авторитетные воспоминания о ней владыки Владимира [6, с. 468]. При этом и в биографическом очерке протоиерея Николая Митропольского есть примечания редактора М. Соловьева, который указывал на достоверность информации владыки Владимира. Так, при повествовании о ссылке блаженной Домны в Сибирь редактор приводил следующее примечание: «Преосвященный Владимир, епископ Бийский, имел у себя статейный список Домны Карповны из томской экспедиции ссыльных, из которого видно, что она сослана на поселение, без наказания, за бродяжничество» [13, №6, с. 165]. Также и в другом месте отец Николай писал, что блаженная Домна «во время молитвы занималась своими узлами» [13, №9, с. 263], к чему редактор добавлял в примечании: «Преосвященный Владимир утверждает, что узелки эти служили Домне Карповне во время молитвы вместо четок» [13, №9, с. 263].
Любопытно, что в примечаниях очерка отца Николая есть добавления и самого владыки Владимира с указанием инициалов «Е.В.». Так, когда повествовалось о перебирании блаженной узлов своей одежды - не отвлекаясь, в полном молчании, - то в примечании добавлялось: «Однажды, нечаянно, мне пришлось убедиться в этом, и вообще значении для нее узлов» [13, №9, с. 268]. Также и в другом месте при описании одежды блаженной, которая состояла из множества узлов, добавлялось примечание самого владыки: «Обычная ее одежда, описанная автором статьи, несмотря на ее сложность и видимую толщину не закрывала ее от мороза, ибо всегда были прорехи, открывавшие к ее неприкрытому телу свободный вход для холода» [13, №9, с. 264]. Из этих добавлений можно сделать вывод, что не только редактор советовался с владыкой Владимиром при подготовке статьи для публикации, но и сам владыка прочитывал ее, делая некоторые уточняющие добавления, как помнивший ее еще при жизни.
Важно отметить, что при сборе сведений о блаженной в начале XXI века в отчете краеведческого общества «Старый Томск» сообщалось: «Среди бумаг, оставшихся после смерти архиепископа Владимира Томского, была обнаружена выписка из летописных записок Томского Иоанно-Предтеченского монастыря, составленная священником монастыря Александром Сидонским. В ней он пересказал около 15 случаев, в которых проявилась ее проницательность.» [18, с. 23]. К сожалению, источник этих сведений не указывался. Из краткой биографии архиепископа Владимира известно, что после смерти его библиотека и «многочисленные неопубликованные труды» были переданы по его завещанию в Казанскую духовную академию, но впоследствии большая часть из этого была утрачена [19, с. 658].
Вместе с этим, была издана переписка архиепископа Владимира с архиепископом Вениамином (Благонравовым), который в 1858-1861 годах был ректором Томской духовной семинарии во время их совместного пребывания в ней, а в 1873-1892 годах управлял Иркутской епархией [20, с. 26]. Впоследствии они переписывались, обсуждая разные аспекты миссионерской деятельности. Хотя изданные письма не представляют собой полной их переписки [21, с. 7], но и в сохранившихся имеются воспоминания о блаженной Домне Карповне.
Так, 13 марта 1867 года архимандрит Владимир писал владыке Вениамину о трудностях со вмешательством в дела Алтайской духовной миссии барнаульского купца Афанасия Григорьевича Малькова, ранее известного своим участием в ее устроении, но впоследствии оказавшегося недобросовестным и неблагонадежным человеком, даже вредным для нее, пытавшимся присваивать денежные средства ее членов. Во время написания письма А.Г. Мальков находился уже в Санкт-Петербурге и пытался через влиятельных лиц вновь вмешиваться в дела миссии, чтобы оправдывать свою репутацию с выгодой для себя. Но отец Владимир сообщал об этом телеграммой обер- прокурору, письмом в консисторию и даже лично ему, что дело может дойти при его противлении до заключения его под суд. При этом он вспоминал о словах про него блаженной: «Должно быть, Домна Карповна не шутила, суля ему острог давно еще» [21, с. 100].
В более позднем письме уже владыка Вениамин 5 декабря 1873 года сообщал, что А.Г Мальков просил примирить его с архимандритом Владимиром и прилагал письмо самого купца. Как видно, последнему ничего не удалось при поездке в северную столицу, поэтому он и искал восстановления мира. Владыка понимал, что виною всего враг человеческого рода, по внушению которого светские петербургские влиятельные люди под руководством Малькова вредили духовной миссии. Все это излагая, владыка вновь вспоминал про действия блаженной: «Не даром Домна Карповна так противилась поездке его в Петербург, отнимала шапку у него и бранила его» [21, с. 118].
Интересно, что в конце этого предложения опубликовавший переписку К.В. Харалампович делал сноску, указывая о сохранившихся среди бумаг архиепископа Владимира «Воспоминаниях Малькова о блаж. Домне Карповне в связи с основанием монастырей и миссионерского общества на Алтае», и писал, что такого эпизода нет, но повествуется «о сочувствии Домны Карповны, с которой Мальков жил в Томске более года и которую называл своей духовной матерью, всем его действиям и начинаниям...» [21, с. 118]. Любопытно, что уже упомянутый купец С.Ф. Хромов в своих мемуарах отмечал 1 ноября 1877 года об отсылке в г. Бийск письма А.Г. Малькову, где сообщал о блаженной Домне Карповне [2, с. 130]. Вполне возможно, что сведения из этого письма о юродивой подвижнице могли использоваться в воспоминаниях Малькова, а может, и могли быть приняты ошибочно К.В. Хараламповичем, разбиравшим бумаги владыки Владимира, за таковые.
Также к письму владыки Вениамина от 3 декабря 1880 года к владыке Владимиру К.В. Харалампович, анализируя содержание, отмечал в сноске, что Мальков вновь для оправдания себя ссылался на «Воспоминания о Домне Карповне» [21, с. 135]. Видно, и сам купец, может быть, и в оправдание себя, писал воспоминания, где для достоверности ссылался на авторитет блаженной Домны. Конечно, ценность таких воспоминаний мала, так как они очень недостоверны, что видно из вышеописанного случая.
Следует особо сказать об одном письме архиепископа Вениамина, которое он посылал 4 апреля 1883 года, а епископ Владимир отвечал на него 10 мая того же года. Владыка Вениамин писал о знаменательном совпадении обстоятельств в том, что он начал писать о милостях Божиих к себе и дошел до своего томского периода жизни, а владыка Владимир послал ему письмо с напоминанием о постройке церкви святителя Иннокентия в то время, приложив номер Томских епархиальных ведомостей, где были воспоминания протоирея Николая Митропольского о блаженной Домне, которая неоднократно говорила казначею семинарии, будущему иеромонаху Иакову (Домскому) 2 , чтобы он передал ректору отцу Вениамину, что не так строит. Последнее, по свидетельству архиепископа Вениамина, впоследствии исполнилось, и открылась истинность пророческих слов блаженной [21, с. 158-159].
Прежде всего поясним, что владыка Вениамин с письмом 4 апреля посылал только шестой номер Томских епархиальных ведомостей, а не два вместе, как пишет К.В. Харалампович. Потому что 6-й номер вышел 15 марта, а 9-й - лишь 1 мая, то есть позже отправки письма. Разумеется, в посылаемом номере была только часть воспоминаний протоиерея Н. Митропольского, но и она напомнила владыке Вениамину о действиях блаженной Домны, которые он кратко заметил в письме.
Но более важно из этого письма указание на составление архиепископом Вениамином записей о действии промысла Божьего в его жизни через встречавшихся с ним людей. Эти воспоминания были им начаты 22 марта 1883 года и закончены в 1885 году описанием деятельности в Забайкальской миссии [23, №17, с. 483]. Эта рукопись, которая называется «Автобиографией», не только сохранилась, но и была опубликована в начале XX века в номерах Иркутских епархиальных ведомостей к 20-летию со дня его кончины.
Разумеется, в данных воспоминаниях блаженной Домне отводилось не последнее место. Владыка, приводя краткие сведения о ней, отмечал, что она нередко у них бывала «по праву юродства». Здесь владыка имел ввиду инспектора отца Владимира и себя. Он писал: «Я не раз замечал, что как вспомнишь бывало ней с желанием видеть ее, она тотчас же являлась без зову, прозорливо приводя мысль мою» [23, №22, с. 616]. Блаженная, приходя к нему, по ночам молилась в большой зале его семинарской квартиры перед иконой святителя Иннокентия, написанной на доске от гроба святого, а наутро многократно пела «Достойно есть», как замечали и другие мемуаристы.
Ценность этих воспоминаний в предсказаниях блаженной. Как уже отмечалось в письме, владыка писал о постройке семинарской церкви и приводил ее слова, переданные ему через эконома отца Иакова и случившееся впоследствии: «Скажи архиерейчику (так она звала меня и при встрече пела мне: "исполла-эти деспоту"), не так он строит церковь, худо будет. Потом на проводах преосвященного Парфения за городом она, увидевши меня, сказала: "ну, папаша, теперь надо лопать (то есть <верхнюю> одежду - еп. Л.) менять"» [23, №22, с. 616]. Неправильность постройки заключалась в том, что деньги от совершаемого богослужения для постройки будущей церкви не учитывались в правлении семинарии, а сразу шли подрядчику за исполненные работы. Поэтому, когда в 1860 году в Томске епископа Парфения (Попова) сменил епископ Порфирий (Соколовский), то последний поставил это в вину и устроил с ректором и инспектором целое разбирательство, которое дошло до Св. Синода.
К этому времени, когда отец Вениамин был отстранен от должности ректора, как и отец Владимир - от должности инспектора, относится еще одно воспоминание: «Когда я в самый разгар столкновения встретил Домну Карповну и попросил ее молитв, она со вздохом ответила "молюсь, молюсь, но молитва отнимается"» [23, №22, с. 617]. Владыка Вениамин, анализируя эти события, делал вывод о необходимости этих испытаний в его жизни. Надо было терпеть до времени, поэтому и молитва блаженной не помогала. В 1862 году он был назначен викарием Иркутской епархии, в чем исполнилось предсказание блаженной.
Наконец, следует сказать о воспоминаниях самого архиепископа Владимира. Хотя после революционных событий XX века рукописей о блаженной Домне в его бумагах не сохранилось, но остались его рассказы, которые записал издатель «Троицких листков» архимандрит Никон (Рождественский), а поэтому они отложились в его архивном фонде. Этот источник, озаглавленный «Рассказы преосвященного архиепископа Казанского Владимира о Христа ради юродивой Домне Карповне», представляет собой текст, набранный на печатной машинке и подписанный: «Сообщил архимандрит Никон». После названия указывается, что данные рассказы записаны со слов владыки Владимира в Свято-Троицкой Сергиевой лавре 7 августа 1893 года.
Рассказы представляют собой воспоминания, предваряющиеся вступлением, где владыкой сообщается о знакомстве его с блаженной Домной в период инспекторства в Томской духовной семинарии, то есть в 1858-1860 годах. Два первых воспоминаниях относятся к священникам, которые встречались с юродивой. Хотя имена отцов не приводятся, но понятно, что под первым имеется ввиду протоиерей Николай Васильевич и его супруга Елена Павловна Митропольские, где блаженная своими действиями обличила неприличные действия священника. Сам отец Николай не упоминал об этом в своей публикации, так как это было бы постыдно для него.
Далее следуют два рассказа владыки Владимира о своих встречах с блаженной, нередко приходившей к нему домой. В один из таких приездов она сказала ему о приезде его отца и награждении наперстным крестом. Это, действительно, было пророческое предсказание, исполнение которого потом удивило - его отец позже стал священником в Алтайской миссии в период управления ее его сыном [24, №9, с. 11; №20, с. 7]. Другое воспоминание - о присутствии отца Владимира на обеде у епархиального архиерея вместе с ректором, отцом Вениамином, когда разговоры были как раз о блаженной Домне. Именно тогда она появилась и, подойдя к отцу Вениамину, обличила его, чтобы поменьше «болтал» о ней, при этом привела в пример самого отца Владимира, который молчал. Последнее свидетельство о блаженной показывает не только ее прозорливость, но и смирение.
Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что о жизни блаженной Домны Томской, кроме систематических воспоминаний протоиерея Николая Митропольского с достоверными сведениями о ней, сохранились и свидетельства других мемуаристов, которые непосредственно встречались с ней и получали от нее духовную помощь. Это прежде всего дневниковые записи епископа Никодима (Казанцева) и фрагментарные воспоминания купца С.Ф. Хромова. Вместе с этим, при публикации общеизвестных сведений о блаженной народные воспоминания попытались отразить протоиерей Михаил Путинцев, краевед М.И. Пылаев и фельетонист под инициалами «Н.ГГ».
Также ценными являются мемуары двух архиепископов, Вениамина (Благонравова) и Владимира (Петрова), ккоторые по роду своей педагогической деятельности в качестве ректора и инспектора оказались в новооткрытой Томской семинарии в 1858-1861 годах, где и встречались с блаженной Домной, пользуясь ее расположением и молитвенным покровительством. Их воспоминания отрывочно сохранились прежде всего в их переписке. Вместе с этим, владыка Вениамин написал свою автобиографию с воспоминаниями о блаженной, а владыка Владимир корректировал публикацию протоиерея Н. Митропольского, дополняя и уточняя сведения о ней. Также владыка Владимир рассказал о блаженной архимандриту Никону (Рождественскому), материал из фонда которого и получает в настоящее время первую публикацию.
Из всех перечисленных воспоминаний при критическом подходе к ним возможно почерпнуть сведения, по которым воссоздается образ блаженной Домны. Также в мемуарах восстанавливаются из забытья случаи ее прозорливых слов и поступков. Поэтому все это становится новыми доказательствами ее подвижнической жизни и святости.
Рассказы преосвященного архиепископа Казанского Владимира о Христа ради юродивой Домне Карповне [25]
Записаны с его слов 7 августа 1893 года в Сергиевой лавре
Юродивую старицу Божию Домну Карповну я знал еще тогда, когда был в Томске учителем семинарии, иеромонахом. Она ходила всегда обвешанная мешками, сумочками, кулечками, в коих были запасы всевозможных вещей: тут были и крестики, и бутылочки, и куски мяса, и - чего-чего тут не было?.. Определенного места жительства она не имела: ночевала, где пришлось.
Часто ночевала она в доме одного священника, который чтил в ней сокровенную рабу Божию. Этот священник сам рассказывал мне такой случай: раз, приготовившись к литургии, он в свободную минуту зашел зачем-то к жене, которая занималась шитьем. Вдруг ему пришел помысл пошутить с нею по праву супруга: он приложил к ее груди свои ладони и сказал: холодно, погрей... Лишь только он после того вошел в свою комнату, как к нему приходит кухарка и говорит, что Домна Карповна желает его повидать. Удивился батюшка, что не в обычное время зовет его юродивая: у нее было правилом - ни с кем не говорить, пока не окончится литургия ранняя. Сидит она, бывало, утром и перебирает свои сумочки, вяжет узелочки, распарывает и опять сшивает, а между тем - она занята свои молитвенным правилом. Поэтому ни с кем и не говорила. Идет батюшка к ней в комнатку, она сидит среди пола. Подходя к ней, он, по обычаю, хотел благословить ее рукою, но та удержала его руку и стала крестить ее с обеих сторон, потом взяла другую руку и ее перекрестила, и сказала тоном ласкового укора: «Ведь ты - священник, ты служить идешь!». Понял батюшка этот укор и вышел от нее в чувстве раскаяния, что увлекся страстным помыслом не вовремя. Идет он от нее, а жена его встречает и говорит: «Что это значит, что Домна Карповна позвала меня и не раз перекрестила мои груди?»
Другой священник рассказывал о ней вот что: часто она ходила в его приходскую церковь, - раз ее не было у обедни. Я уже вышел из церкви, иду домой, как у самого крыльца нагоняет меня дьячок-старик весь трясется, в руках звенят деньги. Никогда я не видал этого стрика в таком возбужденном состоянии.
- Что с тобою? - говорю: - чего ты испугался?
А он только повторяет слова: «Домна Карповна, Домна Карповна».
Да говори толком: в чем дело?
Простите, - говорит, - батюшка, вот какое дело: вы забыли в алтаре 40 к<опеек>. Мы с дьяконом хотели ими воспользоваться, купить на них водочки, вышли из алтаря и толкуем об этом, как вдруг с шумом растворились двери и к нам бегом подбежала Домна Карповна, вынула откуда-то бутылку с ромом и сует нам в руки.
Нате, - говорит, - чем покупать-то, пейте! И убежала из церкви.
Испытал и я на себе, говорил преосвященный, благодетельное ее влияние. Был я именником - 15 июля - пришли ко мне на пирог о. ректор, да владыка. Посидели. Закусили, ушли. Мне так стало от чего-то грустно на душе. Вдруг слышу: за дверью кто-то творит молитву тоненьким голоском. По голосу узнаю Домну Карповну. У нее был прекрасный голос, пела она превосходно. Отвечаю: «Аминь». Входит и прямо ко мне.
А у тебя, - говорит, - пирог есть? Я есть хочу, - говорит.
Призываю подать пирог. Она стала есть. Спрашивает меня: «А живы твори родители?» Отвечаю: «Сам не знаю: мои родители так далеко, что долго вестей от них не получаю». «А скоро приедет твой отец?» - спрашивает опять. Думаю, если так спрашивает, то значит мой отец жив. А он собирался ко мне пожить. Я сказал, что не знаю. Она сказала: «Когда приедет, то ты надень на него вот этот крест». Тут она вынула из одного из бесчисленных своих мешочков порядочной величины крест, квадратной формы, вроде наперсного, вдела в его ушко мочалочку от кулька и подала его мне. «Да смотри же, - говорит, - не забудь надеть-то: он ведь золотой». Я положил крест в столовый ящик и уверил ее, что не забуду. Она ушла и мне так стало весело на душе, что ее посещение было дороже архиерейского.
Прошло две недели. Родитель мой действительно приехал ко мне. О кресте я совсем забыл. В один воскресный день меня назначили служить с архиереем. Служу. Вдруг во время малого входа диакон берет меня, подводит к архиерею и от возлагает на меня наперсный крест. За обеднею был и мой родитель. После службы я отправился с ним домой. Он стал меня поздравлять с крестом, а я взял этот крест и надел его на него самого - старичка дьячка: «Вам, батюшка, я обязан этой награде, вы меня воспитали, вам и носить бы этот крест». Тут только вспомнил я заповедь Домны Карповны - надеть крест на отца...
Однажды за обедом у владыки речь зашла о юродивой. Было много гостей, были разные мнения о ней. Я молчал. А о. архимандрит Вениамин, тогдашний ректор семинарии, а потом архиепископ Иркутский, защищал Домну Карповну, как истинную рабу Божию. Вдруг она сама появляется в зале, начинает обходить вокруг стола, наклоняется к о. ректору и шепчет ему что-то в ухо. Я тут же заметил, что о. Вениамин изменился в лице. После обеда спрашиваю его: «Что с вами? Что она вам сказала?»
А вы, - говорит, - разве что заметили?
Да, - говорю, - вы почему-то изменились в лице.
Вот что она мне шепнула: «Полно тебе болтать-то, мне тяжело от этой болтовни твоей бывает, - смотри, вот умник, - она кивнула на вас, - он молчит».
В своих мешочках раба Божия таскала большую тяжесть: там были и камни, и даже кошки.
Сообщил архимандрит Никон.
Список литературы
-
Бойко В.П. Записки купца С. Ф. Хромова как исторический источник // Сибирское купечество: истоки, деятельность, наследие: материалы Второй Всероссийской научной конференции, 15-17 апреля 2016 г., г. Томск. Томск, 2017. С. 51-58.
-
Хромов С.Ф. Краткое жизнеописание великаго старца Феодора Козьмича. Из воспоминаний купца Семена Феофановича Хромова / под. ред. В.П. Бойко, Е.В. Ситниковой. Томск, 2015. 262 с.
-
Сибирский старец Федор Козьмич, 1837-1864 гг. / из записок еп. Петра [(Екатериновского)] // Русская старина. 1891. Т. 72. № 10. С. 233-240.
-
Дневник епископа Никодима (1868-1869) // Государственный архив красноярского края (ГАКК). Ф. 561. Оп. 1. Д. 165.
-
Леонид (Толмачев), еп. Обзор биографических материалов о блаженной Домне Томской: дневниковые свидетельства епископа Никодима (Казанцева) // Новосибирский временник. 2024. № 4. С. 15-24.
-
Путинцев М., прот. Юродивая Домнушка (из Томских преданий) // Томские епархиальные ведомости. 1882. № 16. Неоф. отд. С. 468-469.
-
Цысь О.П. Научная и общественная деятельность протоиерея М.П. Путинцева // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2012. № 3. С. 87-95.
-
Казанцев П.П. Миссионер, проповедник, публицист (Настоятель Обдорской духовной миссии протоиерей Михаил Путинцев) // Электронный журнал «Образование Ямала». № 10. Октябрь 2015. URL: https://yamal-obr.ru/ articles/mihail-putincev/ (дата обращения: 07.02.2025).
-
Алтай. Его святыни. Миссионерство. Дивные пути промысла Божия в обращении язычников в христианство. Воспоминания о почивших миссионерах / сост. прот. М. Путинцев; изд. 3-е. М., 1905. 60 с.
-
Сказания о некоторых сибирских подвижниках благочестия / сост. прот. М. Путинцев. М., 1889. 38 с.
-
Дело о исходатайствовании протоиерею Митропольскому ордена св. Анны 3-й степени // Государственный архив Томской области (ГА-ТО). Ф. 170. Оп. 3. Д. 1260.
-
Справочная книга по Томской епархии за 1902/03 год / под ред. секретаря Томской духовной консистории Д.Б. Березова. Томск, 1903. 532, LVI с.
-
Митропольский Н., прот. О подвиге юродства. Юродивая Домна Карповна // Томские епархиальные ведомости. 1883. № 6. Неоф. отд. С. 165-173; № 9. С. 262-270.
-
Юродивая Домна Карповна. О подвиге юродства вообще / прот. Николай Митропольский. М., 1897. 11 с.
-
Пылаев М.И. Старое житье: очерки и рассказы бывших и отшедших время обрядах, обычаях и порядках в устройстве домашней и общественной жизни. СПб., 1892. 319 с.
-
Н.Г Из Томской старины // Сибирский вестник. 1898. Воскресенье, 15 марта. № 59. С. 2.
-
Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский: [некролог] // Томские епархиальные ведомости. 1897. № 21. Неоф. отд. С. 8-12.
-
Дворядкина Е.В. Святая блаженная Домна, Христа ради юродивая, Томская, Сибирская // Отчет клуба краеведов «Старый Томск» за 2002 г. Томск, 2002. С. 22-24.
-
Журавский А.В. Владимир (Петров Иван Степанович) // Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004. С. 656658.
-
Высокопросвященнейший Вениамин, архиепископ Иркутский и Нерчинский (некролог) // Томские епархиальные ведомости. 1892. № 5. Неоф. отд. С. 26-27.
-
Письма Вениамина, архиепископа Иркутского (|1892), к Казанскому архиепископу Владимиру (|1897) / предислов. и примеч. К.В. Хараламповича. М., 1913. 218 с.
-
Ростислав (Девятов), митр. Биографический словарь преподавателей и наставников Томской духовной семинарии (1858-1920). Томск, 2018. 352 с.
-
Автобиография высокопреосвященного Вениамина, архиепископа Иркутского // Иркутские епархиальные ведомости. 1912. № 17. С. 483-493; № 18. С. 518-522; № 21. С. 586-602; № 22. С. 610-624; № 23. С. 647-656.
-
Лебедев М. Памяти высокопреосвященного Владимира, архиепископа Казанского // Томские епархиальные ведомости. 1897. Неоф. отд. № 19. С. 6-15; № 20. С. 6-12.
-
Рассказы преосвященного архиепископа Казанского Владимира о Христа ради юродивой Домне Карповне (записаны с его слов 7 августа 1893 год[а] в Сергиевой лавре) // Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 765. К. 2. Ед. хр. 18.
References
-
Bojko V.P. Zapiski kupcza S. F. Xromova kak istoricheskij istochnik // Sibirskoe kupechestvo: istoki, deyatel"nost", nasledie: materialy" VtorojVserossijskojnauchnoj konferencii, 15-17 aprelya 2016 g., g. Tomsk. Tomsk, 2017. S. 51-58.
-
Xromov S.F. Kratkoe zhizneopisanie velikago starcza Feodora Koz"micha. Iz vospominanijkupcza Semena Feofanovicha Xromova / pod. red. V.P. Bojko, E.V. Sitnikovoj. Tomsk, 2015. 262 s.
-
Sibirskijstarecz Fedor Koz"mich, 1837-1864 gg. / iz zapisok ep. Petra [(Ekaterinovskogo)] // Russkaya starina. 1891. T. 72. № 10. S. 233-240.
-
Dnevnik episkopa Nikodima (1868-1869) // Gosudarstvenny"j arxiv krasnoyarskogo kraya (GAKK). F. 561. Op. 1. D. 165.
-
Leonid (Tolmachev), ep. Obzor biograficheskix materialov o blazhennojDomne Tomskoj: dnevnikovy"e svidetel"stva episkopa Nikodima (Kazanceva) // Novosibirskij vremennik. 2024. № 4. S. 15-24.
-
Putincev M., prot. Yurodivaya Domnushka (iz Tomskix predanij) // Tomskie eparxial"ny"e vedomosti. 1882. № 16. Neof. otd. S. 468-469.
-
Cy"s" O.P. Nauchnaya i obshhestvennaya deyatel"nost" protoiereya M.P. Putinceva // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012. № 3. S. 87-95.
-
Kazancev P.P. Missioner, propovednik, publicist (Nastoyatel" Obdorskojduxovnojmissii protoierejMixail Putincev) // E"lektronny"j zhurnal «Obrazovanie Yamala». № 10. Oktyabr" 2015. URL: https://yamal-obr.ru/articles/mihail- putincev/ (data obrashheniya: 07.02.2025).
-
Altaj. Ego svyaty"ni. Missionerstvo. Divny"e puti promy"sla Bozhiya v obrashhenii yazy"chnikov v xristianstvo. Vospominaniya o pochivshix missionerax / sost. prot. M. Putincev; izd. 3-e. M., 1905. 60 s.
-
Skazaniya o nekotory"x sibirskix podvizhnikax blagochestiya / sost. prot. M. Putincev. M., 1889. 38 s.
-
Delo o isxodatajstvovanii protoiereyu Mitropol"skomu ordena sv. Anny" 3-jstepeni // Gosudarstvenny"jarxiv Tomskoj oblasti (GATO). F. 170. Op. 3. D. 1260.
-
Spravochnaya kniga po Tomskoj eparxii za 1902/03 god / pod red. sekretarya Tomskoj duxovnoj konsistorii D.B. Berezova. Tomsk, 1903. 532, LVI s.
-
Mitropol"skijN., prot. O podvige yurodstva. Yurodivaya Domna Karpovna // Tomskie eparxial"ny"e vedomosti. 1883. № 6. Neof. otd. S. 165-173; № 9. S. 262-270.
-
Yurodivaya Domna Karpovna. O podvige yurodstva voobshhe / prot. Nikolaj Mitro-pol"skij. M., 1897. 11 s.
-
Py"laev M.I. Staroe zhit"e: ocherki i rasskazy" by"vshix i otshedshix vremya obryadax, oby"chayax i poryadkax v ustrojstve domashnej i obshhestvennoj zhizni. SPb., 1892. 319 s.
-
N.G. Iz Tomskojstariny" // Sibirskij vestnik. 1898. Voskresen"e, 15 marta. № 59. S. 2.
-
Vy"sokopreosvyashhenny"jVladimir, arxiepiskop Kazanskij i Sviyazhskij: [nekrolog] // Tomskie eparxial"ny"e vedomosti. 1897. № 21. Neof. otd. S. 8-12.
-
Dvoryadkina E.V. Svyataya blazhennaya Domna, Xrista radi yurodivaya, Tomskaya, Sibirskaya // Otchet kluba kraevedov «Stary"j Tomsk» za 2002 g. Tomsk, 2002. S. 22-24.
-
Zhuravskij A.V. Vladimir (Petrov Ivan Stepanovich) // Pravoslavnaya e"nciklopediya. T. 8. M., 2004. S. 656-658.
-
Vy"sokoprosvyashhennejshij Veniamin, arxiepiskop Irkutskij i Nerchinskij (nekrolog) // Tomskie eparxial"ny"e vedomosti. 1892. № 5. Neof. otd. S. 26-27.
-
Pis"ma Veniamina, arxiepiskopa Irkutskogo (|1892), k Kazanskomu arxiepiskopu Vladimiru (|1897) / predislov. i primech. K.V. Xaralampovicha. M., 1913. 218 s.
-
Rostislav (Devyatov), mitr. Biograficheskij slovar" prepodavatelej i nastavnikov Tomskoj duxovnoj seminarii (1858-1920). Tomsk, 2018. 352 c.
-
Avtobiografiya vy"sokopreosvyashhennogo Veniamina, arxiepiskopa Irkutskogo // Irkutskie eparxial"ny"e vedomosti. 1912. № 17. S. 483-493; № 18. S. 518-522; № 21. S. 586-602; № 22. S. 610-624; № 23. S. 647-656.
-
Lebedev M. Pamyati vy"sokopreosvyashhennogo Vladimira, arxiepiskopa Kazanskogo // Tomskie eparxial"ny"e vedomosti. 1897. Neof. otd. № 19. S. 6-15; № 20. S. 6-12.
-
Rasskazy" preosvyashhennogo arxiepiskopa Kazanskogo Vladimira o Xrista radi yurodivojDomne Karpovne (zapisany" s ego slov 7 avgusta 1893 god[a] v Sergievoj lavre) // Otdel rukopisej Rossijskoj gosudarstvennoj biblioteki (OR RGB). F. 765. K. 2. Ed. xr. 18.
1 Следует заметить, что в записках епископа Петра (Екатериновского), который в 1876-1883 годах управлял Томской епархией, также зафиксирована информация о случае исцеления Домны Карповны и ее свидетельство о старце Федоре Кузьмиче, что говорит о заимствовании сведений из записок купца С.Ф. Хромова [3, с. 240].
2 Был экономом и преподавателем в Томской семинарии в 1858-1861 годах, а скончался 27 мая 1889 года епископом Якутским и Вилюйским [22, с. 125-127].