В виде календаря

«    Май 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

В виде списка

Май 2025 (28)
Апрель 2025 (57)
Март 2025 (55)
Февраль 2025 (29)
Январь 2025 (63)
Декабрь 2024 (40)

 



 

Обзор СМИ, Архипастырь


Воспоминания о блаженной Домне Томской. Епископ Леонид (Толмачев)



3 мая 2025 -|- Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter.

Воспоминания о блаженной Домне Томской. Епископ Леонид (Толмачев)

УДК 929 (271.2-36)

Леонид (Толмачев Денис Владимирович), епископ Искитимский и Черепановский

Искитимская епархия Новосибирской митрополии Русской Православной Церкви, г. Искитим

tshamda2012@mail.ru

Воспоминания о блаженной Домне Томской: рассказы о юродивой архиепископа Владимира (Петрова), записанные архиепископом Никоном (Рождественским)

Аннотация: В настоящей статье проводится обзор опубликованных воспоминаний и народных преданий о блаженной Домне Томской. При анализе мемуаров делается особый акцент на воспоминаниях архиепи­скопов Владимира (Петрова) и Вениамина (Благонравова), которые встречались с юродивой в период их педагогической деятельности в Томской духовной семинарии в 1858-1860 годах. Вместе с этим вводятся в научный оборот и неизвестные ранее рассказы о юродивой владыки Владимира, которые были записаны архиепископом Никоном (Рождественским) и сохранились в его архивном фонде. Из всех проанализиро­ванных воспоминаний при критическом подходе выявляются сведения, по которым воссоздается образ блаженной Домны и восстанавливаются из забытья случаи ее прозорливых слов и поступков, предоставляя новые доказательства ее подвижнической жизни и святости.

Ключевые слова: воспоминания, блаженная Домна Томская, С.Ф. Хромов, епископ Никодим (Казанцев), протоиерей Михаил Путинцев, протоиерей Николай Митропольский, архиепископ Владимир (Петров), архие­пископ Вениамин (Благонравов), архиепископ Никон (Рождественский).

Цитирование: Леонид (Толмачев Денис Владимирович), епископ. Воспоминания о блаженной Домне Томской: рассказы о юродивой архиепископа Владимира (Петрова), записанные архиепископом Никоном (Рождественским) // Новосибирский временник. 2025. № 1. С. 10-19.

Bishop Leonid of Iskitim and Cherepanovo (Tolmachev Denis Vladimirovich)

Iskitim Diocese of the Novosibirsk Metropolia of the Russian Orthodox Church, Iskitim

tshamda2012@mail.ru

memoirs of the blessed domna of Tomsk: stories about the foolishness of archbishop vladimir (petrov), recorded by archbishop nikon

(rozhdestvensky)

Abstract. This article provides an overview of the published memoirs and folk legends about the blessed Domna of Tomsk. When analyzing the memoirs, special emphasis is placed on the memoirs of archbishops Vladimir (Petrov) and Veniamin (Blagonravov), who met with the fool during their teaching career at the Tomsk theological seminary in 1858-1860. At the same time, previously unknown stories about archbishop Vladimir's foolishness are being introduced into scientific circulation, which were recorded by archbishop Nikon (Rozhdestvensky) and preserved in his archival fund. From all the analyzed memories, a critical approach reveals information that recreates the image of blessed Domna and restores cases of her visionary words and deeds from oblivion, which becomes new evidence of her ascetic life and holiness.

Key words: memoirs, Blessed Domna Tomskaya, S.F. Khromov, bishop Nikodim (Kazantsev), archpriest Mikhail Putintsev, archpriest Nikolai Mitropolsky, archbishop Vladimir (Petrov), archbishop Veniamin (Blagonravov), archbishop Nikon (Rozhdestvensky).

Citation: Leonid (Tolmachev Denis Vladimirovich), bishop. Memoirs of the blessed Domna of tomsk: stories about the foolishness of archbishop Vladimir (Petrov), recorded by archbishop Nikon (Rozhdestvensky) // Novosibirsk vremennik. 2025. No. 1. pp. 10-19.

К одному из замечательных явлений рус­ской культуры можно отнести мемуары. В по­следнее время интерес к ним увеличивается не только в научной среде - с целью изучения деятельности человека, пытавшегося мыслить исторически, - но и среди простого читателя, изучающего эпоху, в которой жили его предки. Мемуары раскрывают перед нами взгляд че­ловека другого времени на события, в которых он участвовал, и дополняют то, что не отраз­илось в документах. Можно сказать, что такие воспоминания оживляют для нас прошлое, а ценность их заключается в их живом воспри­ятии.

Мемуары включают и дневники, где фикси­руются не только текущие описания событий и встреч, но и осмысление прошлого с пове­ствованием о нем. Особую ценность представ­ляют мемуары тех людей, которые встречались в своей жизни по роду своей деятельности с личностью, выделявшейся среди остальных определенными качествами или праведной жизнью. Такие свидетельства очевидцев пред­ставляют существенный интерес для воссоз­дания образа подвижника, рассказывают о нем все вплоть до мельчайших подробностей, показывают, как он стремился к святости, пре­одолевая земное.

В связи с включением имени блаженной До­мны Томской (нач. XIX в. - 1872) в собор Ново­сибирских святых и с необходимостью поиска примеров ее святости с целью возрастания ее почитания в народе в данной статье актуально привести воспоминания тех, кто с ней встре­чался, слышал ее назидательные слова и ви­дел ее праведную подвижническую жизнь. Но следует понимать, что любые воспоминания обязательно несут на себе печать личности их составителя и, разумеется, во многом лишены исторической объективности, поэтому к ним необходим критический подход. Для работы с ними необходимо изучить личность автора и положение, занимаемое им, чтобы выявить степень его осведомленности в происходя­щем и понять, насколько его словам можно до­верять. Поэтому в обзоре воспоминаний пре­жде поместим сведения о самих авторах.

Первыми не по времени публикации, а по написанию следует привести мемуары купца Семена Феофановича Хромова (1813-1893). Про­исходя из крестьян Владимирской губернии, он вместе со своими земляками оказался в Сибири и с 1830-х годов трудился на золотых приисках сначала в качестве приказчика у сво­его дяди Е.Д. Бобкова. В 1842 году он выкупил­ся с семьей на волю и записался в купечество, ведя свое дело с переменным успехом. В 1852 году С.Ф. Хромов в д. Зерцалы познакомился со старцем Федором Кузьмичом, а в 1858 году привез его в Томск и расположил в отдельной избушке своей усадьбы на улице Монастыр­ской. Общаясь со старцем, он записал в от­дельную тетрадь случаи исцеления больных и беседы с ним, считая, что старец - бывший император Александр I. Его записки сохрани­лись и использовались некоторыми авторами, изучавшими личность Федора Кузьмича [1, с. 52-54].

Эти записки издавались частично в конце XIX века, а в 2015 году вышло их научное из­дание вместе с жизнеописанием старца Феодора, которое составил С.Ф. Хромов. Вместе с этим, в записках есть несколько упоминаний о блаженной Домне Карповне, с которой автор встречался в Томске. Так, 30 августа 1866 года С.Ф. Хромов при служении панихиды на моги­ле старца Федора встретил блаженную Домну Карповну, которая вернула сапог праведника, но не новый, а поношенный [2, с. 51]. 5 декабря 1868 года он приводит свидетельство о свято­сти блаженной Домны, равной старцу Федору, которое слышал от уважаемого им архиман­дрита Виктора, видевшего некое видение [2, с. 69]. Наконец, купец приводил слова и самой блаженной, говорившей ему не смущаться не­справедливой молвой о старце как о расколь­нике и при этом утверждавшей его святость рассказом о своем исцелении по его молит­ве: «Когда он жил в саду в келии, я была очень больна и осталась ночь в саду затем, чтобы пойти к нему и исцелиться от болезни, и нача­ла стучать в двери, и он только отворил дверь мне, и я только взошла на порог его келии, и он исцелил меня...» [2, с. 85] И после этого мемуа­рист утверждал, что старец святой, приводя и другие слова блаженной о росте его могилки, а затем добавлял, что и сама блаженная явля­ется святой 1 .

Почти спустя 10 лет, 7 декабря 1878 года, тот же С.Ф. Хромов в своих мемуарах, которые пи­сал в келии Феодора Кузьмича, отмечал, что поставил портрет блаженной Домны перед портретом старца. От этого у купца появилось смущение, что он таким действием невольно мог оскорбить память почитаемого им пра­ведника, но потом добавил о равной их про­зорливости [2, с. 135]. Эти воспоминания сви­детельствуют не только об общении этих двух праведников при жизни и о их равной свято­сти, но и о том, что они почти одинаково почи­тались в то время.

Вместе с этим, встреча с С.Ф. Хромовым от­мечается в дневнике епископа Никодима (Ка­занцева; 1803-1874). Последний управлял Ени­сейской епархией в г. Красноярске в 1862-1870 годы. 23 февраля 1869 года томский купец при­езжал в Красноярск и рассказывал владыке о дворянском происхождении блаженной До­мны Карповны, что «она тридцать лет жила в г. Каинске, а сейчас уже 10 лет живет в г. Томс­ке» [4, л. 96 об.]. Именно этот разговор побудил владыку вспомнить свою первую встречу с блаженной и с этих пор заносить в дневник со­держание передаваемых ею записок, относясь внимательно к ее словам.

Мемуары епископа Никодима, к которым относятся дневники и воспоминания в них, со­хранились в фонде владыки в Государствен­ном архиве Красноярского края (Ф. 561) и со­держат сведения о его встречах с блаженной и получение от нее наставлений. Изучение этой информации уже предпринималось нами [5, с. 17-24]. В результате проведенного иссле­дования удалось выяснить, что первая встре­ча владыки с блаженной Домной произошла 1 декабря 1866 года в г. Томске, при отпевании епископа Томского и Семипалатинского Ви­талия (Вертоградова). Тогда же владыка услы­шал и ее пророческие речи, которые были им записаны. Во второй половине 1860-х годов блаженная неоднократно передавала еписко­пу Никодиму записки с наставлениями, кото­рые были ему малопонятны. В июне 1870 года по дороге в Москву епископ Никодим вновь встретился с блаженной Домной в Томске, где снова получил от нее наставления, которые пытался связывать со своей жизнью. Находясь на покое в Николо-Перервинском монастыре под Москвой, епископ Никодим переживал финансовые трудности, страдал от холода в своих покоях и от необоснованных обвинений настоятеля. Вместе с тем, из писем, получен­ных с места своего прежнего служения, епи­скоп Никодим узнал о кончине блаженной До­мны и ее погребении. Записи в его дневниках свидетельствовали, что он вспоминал о ней, осмыслял ее поступки и речи к нему, понимая, что через них она говорила ему о предстоящих в жизни скорбях, постигших его на покое в мо­настыре.

Только в 1882 году появилось первое сооб­щение о блаженной Домне в периодической печати. Это была заметка алтайского мисси­онера протоиерея Михаила Путинцева (1843­1902), который не был мемуаристом, но лишь публикатором воспоминаний, услышанных, как он писал, от четырех духовных лиц (еписко­па, игумена и двух священников). Под первым им имелся ввиду начальник Алтайской миссии епископ Бийский Владимир (Петров), под вто­рым - игумен Макарий (Невский), а под двумя священниками - миссионеры [6, с. 468].

Протоиерей Михаил Путинцев, родившись в г. Омске в 1843 году, получил образование в Сибирском кадетском корпусе, закончив его в 1862 году. Около четырех лет молодой офи­цер в звании хорунжего прослужил в 6 конном полку Сибирского казачьего войска, а в 1866 году перешел в духовное ведомство и был ру­коположен во священника. После открытия в 1871 году Туркестанской епархии отец Михаил перевелся туда и некоторое время трудился в духовной консистории в г. Верный, а потом на приходе в г. Кульдже, занимаясь просвещени­ем местных жителей. Вместе с этим, с 1869 года отец Михаил, приобретая литературный опыт, стал публиковаться в журналах «Странник», «Душеполезное чтение» и «Христианское чте­ние» [7, с. 88; 8].

Протоиерей Михаил сам писал о себе, что в октябре 1881 года он был назначен сотрудни­ком Алтайской духовной миссии и переехал в Томск, где и познакомился с начальником мис­сии, викарием Томской епархии епископом Бийским Владимиром. В ноябре того же года отец Михаил вместе с владыкой впервые по­сетил главный стан миссии, с. Улалу [9, с. 4-6]. Именно в келиях помощника начальника мис­сии игумена Макария (Невского) отец Михаил видел фотографическую карточку блаженной Домны Карповны, что свидетельствовало о ее почитании. Общаясь с начальником миссии и ее сотрудниками, отец Михаил услышал вос­поминания о блаженной Домне Карповне, за­писал их 20 июня 1882 года, издав к 10-летию со дня ее кончины. Публикуемые сведения были краткими, состоя лишь из высказанных предположений о происхождении блаженной, описаний ее внешнего вида, образа жизни, не­скольких случаев ее юродивых поступков [6, с. 468-469]. Как видно из завершающего пове­ствование абзаца, цель этой публикации была в сборе сведений о подвижниках благочестия.

Спустя несколько лет, в 1889 году, протоие­реем Михаилом был издан небольшой сбор­ник о сибирских подвижниках благочестия, куда вошла глава и о блаженной Домне Карповне (Томской) [10, с. 31-33]. Впоследствии сборник переиздавался в 1894, 1900 и 1990 го­дах. Данный материал о ней помещался вме­сте со сведениями о юродивом Разумовском, причем отмечалось, что память об этих «блаженненьких» еще свежа среди жителей г. Том­ска. Отец Михаил вместе с краткими сведени­ями о блаженной, ее происхождении и образе жизни помещал ее предсказание о будущем епископе после смерти в конце 1866 года уже упомянутого епископа Томского Виталия, а также, что блаженная при некоторых людях оставляла свое юродство для беседы с ними. Приводились случаи и совместных юродивых действия этих двух блаженных, открывших развившиеся взяточничество в г. Томске.

Следующие сведения о блаженной Домне Карповне с воспоминаниями о ней также по­явились на страницах Томских епархиальных ведомостей и принадлежали протоиерею Ни­колаю Васильевичу Митропольскому (1824­1903). Он, окончив в 1846 году Тобольскую ду­ховную семинарию, два месяца преподавал в новооткрытом Томском духовном училище, но после смерти отца стал священником и слу­жил в с. Легостаево Барнаульского уезда. В 1848 году его перевели в с. Краснощековское, в 1856 г. - в с. Вознесенское Каинского округа, а в 1862 г. - в г. Каинск. При этом отец Николай с 1856 по 1887 года являлся благочинным [11, л. 2 об. - 3 об.; 12, с. 93-94]. Как видно из кратких биографических данных, он был довольно об­разованным для своего времени человеком, а поэтому попытался собрать все возможные материалы о блаженной Домне.

В написанном 23 декабря 1882 года биогра­фическом очерке отец Николай признавался, что поводом к написанию послужила замет­ка протоиерея М. Путинцева, заставившего вспомнить образ блаженной Домны Карповны, которую до перевода его в Каинск знал пять лет, и сообщить о ней более точные све­дения [13, №6, с. 165-168]. Впервые он увидел блаженную в июле 1856 года, когда ей было 52 года. Она ежегодно приходила на Девятипятницкую ярмарку в с. Вознесенское и до позд­ней осени проживала у отца Николая, который пользовался ее расположением, поэтому и ре­шил впоследствии поделиться тем, что слышал от нее самой. Он приводил некоторые беседы с ней и своей супругой Еленой Павловной, подкрепляя и уточняя точными сведениями о происхождении блаженной и причинах ее ссылки в Сибирь. Блаженную под именем Ма­рии Слепченко сослали за бродяжничество в с. Иткуля Каинского округа. Образованная, она происходила из Полтавской губернии, прожи­вала у господ, но убежала от них, чтобы спа­стись от принудительного замужества [13, №6, с. 169-172].

Отец Николай на основе своих воспомина­ний и свидетельств очевидцев воссоздавал образ блаженной Домны Карповны, юродство которой состояло в том, что она на себе носила узлы из разной одежды и других вещей, отли­чалась своей любовью к странникам и живот­ным, всегда их усердно кормила. Он упоминал и о случаях помощи по ее молитвам [13, №9, с. 262-269]. А завершал свой очерк он призывом к жителям г. Томска, где последних 10 лет она проживала, чтобы они сказали правдивое сло­во о ней, поделились своими воспоминания­ми [13, №9, с. 270]. Однако, несмотря на призыв, других сведений о блаженной так и не появи­лось, но в 1897 году публикацию Томских епар­хиальных ведомостей протоиерея Н. Митропольского издали отдельной брошюрой [14].

Следует отметить и об отдельных публика­циях некоторых сохранившихся преданий о блаженной Домне Карповне. Разумеется, они были краткими и часто не выдерживали спра­ведливой критики, представляя истории из преданий старины, сохранившиеся к тому вре­мени в народе.

Так, в вышедшей в 1892 году книге «Старое житье» петербургский писатель, журналист и краевед М.И. Пылаев увлекательно и даже иро­нично в главе «Стародавние старчики, пустос­вяты и юродцы» повествовал в одном абзаце о блаженной Домне, называя ее «старухой не­ряшливой внешности» [15, с. 281]. Но вместе с этим он упоминал, что она предсказала смерть одному архиерею. Однако из этого краткого абзаца, содержание которого не стоит цити­рования, видно, как со временем в народной молве исказился образ подвижницы.

Необходимо отметить и публикации сохра­нившихся преданий из газеты «Сибирский вестник» 1898 года, где в разделе фельетонов в ироничном виде помещалось заметка «Из Том­ской старины» за подписью «Н.ГГ». В ней автор делал не только некоторый краткий обзор уже имевшихся сведений о блаженной Домне, но и сообщал, что ему приходилось слышать от ста­рожилов, как «юродивая предсказала ужасные пожары, опустошившие Томск в начале [18]80- х годов» [16, с. 2]. В завершении автором до­бавлялось, что и в его время томские жители чтили память юродивой, свидетельством чего являлся ее портрет, находящийся у многих ста­рожилов на почетном месте в доме.

Особо следует сказать и об отдельных вос­поминаниях архиепископа Владимира (Пе­трова), который родился в 1828 году в станице Федосьевской, где отец его был пономарем храма. Получив духовное образование в Во­ронежской духовной семинарии и Киевской духовной академии, он принял монашество. Сначала иеромонах Владимир стал препода­вателем Орловской семинарии, затем, в 1857 году, - инспектором Иркутской семинарии, а в следующем году - новооткрытой Томской семинарии. В 1861 году он стал инспектором Санкт-Петербургской духовной академии с возведением в сан архимандрита. В 1865 году его назначили начальником Алтайской духов­ной миссии, а 16 марта 1880 года посвятили во епископа Бийского, викария Томской епархии, с оставлением управления Алтайской мисси­ей. Только в 1883 году он стал самостоятель­ным епископом Томским и Семипалатинским, в 1886 году - епископом Ставропольским и Екатеринодарским, с 1889 года - Нижегород­ским и Арзамасским, а 7 мая 1892 года - Казан­ским и Свияжским (с возведением в сан архи­епископа), где 2 сентября 1897 года и закончил свой земной путь [17, с. 8-9]. Из этой краткой биографической справки видно, что большая часть жизни владыки Владимира была связана с Томской епархией (более 20 лет) и с миссио­нерской деятельностью на Алтае.

Как уже показывалось выше, протоиерей Михаил Путинцев в своей публикации матери­алов о блаженной Домне ссылался на автори­тетные воспоминания о ней владыки Влади­мира [6, с. 468]. При этом и в биографическом очерке протоиерея Николая Митропольского есть примечания редактора М. Соловьева, ко­торый указывал на достоверность информа­ции владыки Владимира. Так, при повество­вании о ссылке блаженной Домны в Сибирь редактор приводил следующее примечание: «Преосвященный Владимир, епископ Бийский, имел у себя статейный список Домны Карповны из томской экспедиции ссыльных, из которого видно, что она сослана на посе­ление, без наказания, за бродяжничество» [13, №6, с. 165]. Также и в другом месте отец Нико­лай писал, что блаженная Домна «во время мо­литвы занималась своими узлами» [13, №9, с. 263], к чему редактор добавлял в примечании: «Преосвященный Владимир утверждает, что узелки эти служили Домне Карповне во время молитвы вместо четок» [13, №9, с. 263].

Любопытно, что в примечаниях очерка отца Николая есть добавления и самого владыки Владимира с указанием инициалов «Е.В.». Так, когда повествовалось о перебирании блажен­ной узлов своей одежды - не отвлекаясь, в полном молчании, - то в примечании добав­лялось: «Однажды, нечаянно, мне пришлось убедиться в этом, и вообще значении для нее узлов» [13, №9, с. 268]. Также и в другом месте при описании одежды блаженной, которая со­стояла из множества узлов, добавлялось при­мечание самого владыки: «Обычная ее одеж­да, описанная автором статьи, несмотря на ее сложность и видимую толщину не закрывала ее от мороза, ибо всегда были прорехи, откры­вавшие к ее неприкрытому телу свободный вход для холода» [13, №9, с. 264]. Из этих добав­лений можно сделать вывод, что не только ре­дактор советовался с владыкой Владимиром при подготовке статьи для публикации, но и сам владыка прочитывал ее, делая некоторые уточняющие добавления, как помнивший ее еще при жизни.

Важно отметить, что при сборе сведений о блаженной в начале XXI века в отчете крае­ведческого общества «Старый Томск» сообща­лось: «Среди бумаг, оставшихся после смер­ти архиепископа Владимира Томского, была обнаружена выписка из летописных записок Томского Иоанно-Предтеченского монастыря, составленная священником монастыря Алек­сандром Сидонским. В ней он пересказал око­ло 15 случаев, в которых проявилась ее прони­цательность.» [18, с. 23]. К сожалению, источник этих сведений не указывался. Из краткой био­графии архиепископа Владимира известно, что после смерти его библиотека и «многочис­ленные неопубликованные труды» были пере­даны по его завещанию в Казанскую духовную академию, но впоследствии большая часть из этого была утрачена [19, с. 658].

Вместе с этим, была издана переписка архи­епископа Владимира с архиепископом Вениа­мином (Благонравовым), который в 1858-1861 годах был ректором Томской духовной семи­нарии во время их совместного пребывания в ней, а в 1873-1892 годах управлял Иркутской епархией [20, с. 26]. Впоследствии они перепи­сывались, обсуждая разные аспекты миссио­нерской деятельности. Хотя изданные письма не представляют собой полной их переписки [21, с. 7], но и в сохранившихся имеются воспо­минания о блаженной Домне Карповне.

Так, 13 марта 1867 года архимандрит Влади­мир писал владыке Вениамину о трудностях со вмешательством в дела Алтайской духовной миссии барнаульского купца Афанасия Гри­горьевича Малькова, ранее известного сво­им участием в ее устроении, но впоследствии оказавшегося недобросовестным и неблаго­надежным человеком, даже вредным для нее, пытавшимся присваивать денежные средства ее членов. Во время написания письма А.Г. Мальков находился уже в Санкт-Петербурге и пытался через влиятельных лиц вновь вмеши­ваться в дела миссии, чтобы оправдывать свою репутацию с выгодой для себя. Но отец Вла­димир сообщал об этом телеграммой обер- прокурору, письмом в консисторию и даже лично ему, что дело может дойти при его про­тивлении до заключения его под суд. При этом он вспоминал о словах про него блаженной: «Должно быть, Домна Карповна не шутила, суля ему острог давно еще» [21, с. 100].

В более позднем письме уже владыка Ве­ниамин 5 декабря 1873 года сообщал, что А.Г Мальков просил примирить его с архимандри­том Владимиром и прилагал письмо самого купца. Как видно, последнему ничего не уда­лось при поездке в северную столицу, поэто­му он и искал восстановления мира. Владыка понимал, что виною всего враг человеческого рода, по внушению которого светские петер­бургские влиятельные люди под руководством Малькова вредили духовной миссии. Все это излагая, владыка вновь вспоминал про дей­ствия блаженной: «Не даром Домна Карповна так противилась поездке его в Петербург, от­нимала шапку у него и бранила его» [21, с. 118].

Интересно, что в конце этого предложения опубликовавший переписку К.В. Харалампович делал сноску, указывая о сохранившихся среди бумаг архиепископа Владимира «Вос­поминаниях Малькова о блаж. Домне Карповне в связи с основанием монастырей и мис­сионерского общества на Алтае», и писал, что такого эпизода нет, но повествуется «о сочув­ствии Домны Карповны, с которой Мальков жил в Томске более года и которую называл своей духовной матерью, всем его действиям и начинаниям...» [21, с. 118]. Любопытно, что уже упомянутый купец С.Ф. Хромов в своих мему­арах отмечал 1 ноября 1877 года об отсылке в г. Бийск письма А.Г. Малькову, где сообщал о блаженной Домне Карповне [2, с. 130]. Впол­не возможно, что сведения из этого письма о юродивой подвижнице могли использоваться в воспоминаниях Малькова, а может, и могли быть приняты ошибочно К.В. Хараламповичем, разбиравшим бумаги владыки Владимира, за таковые.

Также к письму владыки Вениамина от 3 декабря 1880 года к владыке Владимиру К.В. Харалампович, анализируя содержание, отме­чал в сноске, что Мальков вновь для оправда­ния себя ссылался на «Воспоминания о Домне Карповне» [21, с. 135]. Видно, и сам купец, может быть, и в оправдание себя, писал воспомина­ния, где для достоверности ссылался на авто­ритет блаженной Домны. Конечно, ценность таких воспоминаний мала, так как они очень недостоверны, что видно из вышеописанного случая.

Следует особо сказать об одном письме ар­хиепископа Вениамина, которое он посылал 4 апреля 1883 года, а епископ Владимир отвечал на него 10 мая того же года. Владыка Вениамин писал о знаменательном совпадении обстоя­тельств в том, что он начал писать о милостях Божиих к себе и дошел до своего томского пе­риода жизни, а владыка Владимир послал ему письмо с напоминанием о постройке церкви святителя Иннокентия в то время, приложив номер Томских епархиальных ведомостей, где были воспоминания протоирея Николая Митропольского о блаженной Домне, которая неоднократно говорила казначею семинарии, будущему иеромонаху Иакову (Домскому) 2 , чтобы он передал ректору отцу Вениамину, что не так строит. Последнее, по свидетельству ар­хиепископа Вениамина, впоследствии испол­нилось, и открылась истинность пророческих слов блаженной [21, с. 158-159].

Прежде всего поясним, что владыка Ве­ниамин с письмом 4 апреля посылал только шестой номер Томских епархиальных ведо­мостей, а не два вместе, как пишет К.В. Хара­лампович. Потому что 6-й номер вышел 15 мар­та, а 9-й - лишь 1 мая, то есть позже отправки письма. Разумеется, в посылаемом номере была только часть воспоминаний протоиерея Н. Митропольского, но и она напомнила вла­дыке Вениамину о действиях блаженной До­мны, которые он кратко заметил в письме.

Но более важно из этого письма указание на составление архиепископом Вениамином записей о действии промысла Божьего в его жизни через встречавшихся с ним людей. Эти воспоминания были им начаты 22 марта 1883 года и закончены в 1885 году описанием дея­тельности в Забайкальской миссии [23, №17, с. 483]. Эта рукопись, которая называется «Авто­биографией», не только сохранилась, но и была опубликована в начале XX века в номерах Ир­кутских епархиальных ведомостей к 20-летию со дня его кончины.

Разумеется, в данных воспоминаниях бла­женной Домне отводилось не последнее ме­сто. Владыка, приводя краткие сведения о ней, отмечал, что она нередко у них бывала «по праву юродства». Здесь владыка имел ввиду инспектора отца Владимира и себя. Он писал: «Я не раз замечал, что как вспомнишь бывало ней с желанием видеть ее, она тотчас же яв­лялась без зову, прозорливо приводя мысль мою» [23, №22, с. 616]. Блаженная, приходя к нему, по ночам молилась в большой зале его семинарской квартиры перед иконой святите­ля Иннокентия, написанной на доске от гроба святого, а наутро многократно пела «Достойно есть», как замечали и другие мемуаристы.

Ценность этих воспоминаний в предсказа­ниях блаженной. Как уже отмечалось в пись­ме, владыка писал о постройке семинарской церкви и приводил ее слова, переданные ему через эконома отца Иакова и случившееся впо­следствии: «Скажи архиерейчику (так она зва­ла меня и при встрече пела мне: "исполла-эти деспоту"), не так он строит церковь, худо будет. Потом на проводах преосвященного Парфения за городом она, увидевши меня, сказала: "ну, папаша, теперь надо лопать (то есть <верх­нюю> одежду - еп. Л.) менять"» [23, №22, с. 616]. Неправильность постройки заключалась в том, что деньги от совершаемого богослужения для постройки будущей церкви не учитывались в правлении семинарии, а сразу шли подряд­чику за исполненные работы. Поэтому, когда в 1860 году в Томске епископа Парфения (Попо­ва) сменил епископ Порфирий (Соколовский), то последний поставил это в вину и устроил с ректором и инспектором целое разбиратель­ство, которое дошло до Св. Синода.

К этому времени, когда отец Вениамин был отстранен от должности ректора, как и отец Владимир - от должности инспектора, от­носится еще одно воспоминание: «Когда я в самый разгар столкновения встретил Домну Карповну и попросил ее молитв, она со вздо­хом ответила "молюсь, молюсь, но молитва от­нимается"» [23, №22, с. 617]. Владыка Вениамин, анализируя эти события, делал вывод о необ­ходимости этих испытаний в его жизни. Надо было терпеть до времени, поэтому и молитва блаженной не помогала. В 1862 году он был на­значен викарием Иркутской епархии, в чем ис­полнилось предсказание блаженной.

Наконец, следует сказать о воспоминаниях самого архиепископа Владимира. Хотя после революционных событий XX века рукописей о блаженной Домне в его бумагах не сохрани­лось, но остались его рассказы, которые запи­сал издатель «Троицких листков» архимандрит Никон (Рождественский), а поэтому они отло­жились в его архивном фонде. Этот источник, озаглавленный «Рассказы преосвященного архиепископа Казанского Владимира о Христа ради юродивой Домне Карповне», представля­ет собой текст, набранный на печатной машин­ке и подписанный: «Сообщил архимандрит Ни­кон». После названия указывается, что данные рассказы записаны со слов владыки Владими­ра в Свято-Троицкой Сергиевой лавре 7 авгу­ста 1893 года.

Рассказы представляют собой воспомина­ния, предваряющиеся вступлением, где вла­дыкой сообщается о знакомстве его с блажен­ной Домной в период инспекторства в Томской духовной семинарии, то есть в 1858-1860 годах. Два первых воспоминаниях относятся к свя­щенникам, которые встречались с юродивой. Хотя имена отцов не приводятся, но понятно, что под первым имеется ввиду протоиерей Николай Васильевич и его супруга Елена Пав­ловна Митропольские, где блаженная своими действиями обличила неприличные действия священника. Сам отец Николай не упоминал об этом в своей публикации, так как это было бы постыдно для него.

Далее следуют два рассказа владыки Вла­димира о своих встречах с блаженной, неред­ко приходившей к нему домой. В один из таких приездов она сказала ему о приезде его отца и награждении наперстным крестом. Это, дей­ствительно, было пророческое предсказание, исполнение которого потом удивило - его отец позже стал священником в Алтайской миссии в период управления ее его сыном [24, №9, с. 11; №20, с. 7]. Другое воспоминание - о присут­ствии отца Владимира на обеде у епархиально­го архиерея вместе с ректором, отцом Вениами­ном, когда разговоры были как раз о блаженной Домне. Именно тогда она появилась и, подойдя к отцу Вениамину, обличила его, чтобы помень­ше «болтал» о ней, при этом привела в пример самого отца Владимира, который молчал. По­следнее свидетельство о блаженной показыва­ет не только ее прозорливость, но и смирение.

Таким образом, подводя итоги, следует отме­тить, что о жизни блаженной Домны Томской, кроме систематических воспоминаний протои­ерея Николая Митропольского с достоверными сведениями о ней, сохранились и свидетель­ства других мемуаристов, которые непосред­ственно встречались с ней и получали от нее духовную помощь. Это прежде всего дневнико­вые записи епископа Никодима (Казанцева) и фрагментарные воспоминания купца С.Ф. Хро­мова. Вместе с этим, при публикации общеиз­вестных сведений о блаженной народные вос­поминания попытались отразить протоиерей Михаил Путинцев, краевед М.И. Пылаев и фе­льетонист под инициалами «Н.ГГ».

Также ценными являются мемуары двух ар­хиепископов, Вениамина (Благонравова) и Вла­димира (Петрова), ккоторые по роду своей пе­дагогической деятельности в качестве ректора и инспектора оказались в новооткрытой Том­ской семинарии в 1858-1861 годах, где и встреча­лись с блаженной Домной, пользуясь ее распо­ложением и молитвенным покровительством. Их воспоминания отрывочно сохранились пре­жде всего в их переписке. Вместе с этим, вла­дыка Вениамин написал свою автобиографию с воспоминаниями о блаженной, а владыка Вла­димир корректировал публикацию протоиерея Н. Митропольского, дополняя и уточняя сведе­ния о ней. Также владыка Владимир рассказал о блаженной архимандриту Никону (Рожде­ственскому), материал из фонда которого и по­лучает в настоящее время первую публикацию.

Из всех перечисленных воспоминаний при критическом подходе к ним возможно почерп­нуть сведения, по которым воссоздается образ блаженной Домны. Также в мемуарах восста­навливаются из забытья случаи ее прозорливых слов и поступков. Поэтому все это становится новыми доказательствами ее подвижнической жизни и святости.

Рассказы преосвященного архиепископа Ка­занского Владимира о Христа ради юродивой Домне Карповне [25]

Записаны с его слов 7 августа 1893 года в Сергиевой лавре

Юродивую старицу Божию Домну Карповну я знал еще тогда, когда был в Томске учителем семинарии, иеромонахом. Она ходила всегда обвешанная мешками, сумочками, кулечками, в коих были запасы всевозможных вещей: тут были и крестики, и бутылочки, и куски мяса, и - чего-чего тут не было?.. Определенного ме­ста жительства она не имела: ночевала, где при­шлось.

Часто ночевала она в доме одного священ­ника, который чтил в ней сокровенную рабу Божию. Этот священник сам рассказывал мне такой случай: раз, приготовившись к литургии, он в свободную минуту зашел зачем-то к жене, которая занималась шитьем. Вдруг ему пришел помысл пошутить с нею по праву супруга: он приложил к ее груди свои ладони и сказал: хо­лодно, погрей... Лишь только он после того во­шел в свою комнату, как к нему приходит кухар­ка и говорит, что Домна Карповна желает его повидать. Удивился батюшка, что не в обычное время зовет его юродивая: у нее было прави­лом - ни с кем не говорить, пока не окончится литургия ранняя. Сидит она, бывало, утром и перебирает свои сумочки, вяжет узелочки, рас­парывает и опять сшивает, а между тем - она занята свои молитвенным правилом. Поэтому ни с кем и не говорила. Идет батюшка к ней в комнатку, она сидит среди пола. Подходя к ней, он, по обычаю, хотел благословить ее рукою, но та удержала его руку и стала крестить ее с обеих сторон, потом взяла другую руку и ее перекре­стила, и сказала тоном ласкового укора: «Ведь ты - священник, ты служить идешь!». Понял батюшка этот укор и вышел от нее в чувстве раскаяния, что увлекся страстным помыслом не вовремя. Идет он от нее, а жена его встречает и говорит: «Что это значит, что Домна Карповна позвала меня и не раз перекрестила мои гру­ди?»

Другой священник рассказывал о ней вот что: часто она ходила в его приходскую цер­ковь, - раз ее не было у обедни. Я уже вышел из церкви, иду домой, как у самого крыльца наго­няет меня дьячок-старик весь трясется, в руках звенят деньги. Никогда я не видал этого стрика в таком возбужденном состоянии.

- Что с тобою? - говорю: - чего ты испу­гался?

А он только повторяет слова: «Домна Карпов­на, Домна Карповна».

Да говори толком: в чем дело?

Простите, - говорит, - батюшка, вот ка­кое дело: вы забыли в алтаре 40 к<опеек>. Мы с дьяконом хотели ими воспользоваться, купить на них водочки, вышли из алтаря и толкуем об этом, как вдруг с шумом растворились двери и к нам бегом подбежала Домна Карповна, выну­ла откуда-то бутылку с ромом и сует нам в руки.

Нате, - говорит, - чем покупать-то, пейте! И убежала из церкви.

Испытал и я на себе, говорил преосвящен­ный, благодетельное ее влияние. Был я именником - 15 июля - пришли ко мне на пирог о. ректор, да владыка. Посидели. Закусили, ушли. Мне так стало от чего-то грустно на душе. Вдруг слышу: за дверью кто-то творит молитву то­неньким голоском. По голосу узнаю Домну Кар­повну. У нее был прекрасный голос, пела она превосходно. Отвечаю: «Аминь». Входит и пря­мо ко мне.

А у тебя, - говорит, - пирог есть? Я есть хочу, - говорит.

Призываю подать пирог. Она стала есть. Спрашивает меня: «А живы твори родители?» Отвечаю: «Сам не знаю: мои родители так дале­ко, что долго вестей от них не получаю». «А ско­ро приедет твой отец?» - спрашивает опять. Думаю, если так спрашивает, то значит мой отец жив. А он собирался ко мне пожить. Я сказал, что не знаю. Она сказала: «Когда приедет, то ты надень на него вот этот крест». Тут она вынула из одного из бесчисленных своих мешочков порядочной величины крест, квадратной фор­мы, вроде наперсного, вдела в его ушко моча­лочку от кулька и подала его мне. «Да смотри же, - говорит, - не забудь надеть-то: он ведь золотой». Я положил крест в столовый ящик и уверил ее, что не забуду. Она ушла и мне так стало весело на душе, что ее посещение было дороже архиерейского.

Прошло две недели. Родитель мой дей­ствительно приехал ко мне. О кресте я совсем забыл. В один воскресный день меня назна­чили служить с архиереем. Служу. Вдруг во время малого входа диакон берет меня, под­водит к архиерею и от возлагает на меня на­персный крест. За обеднею был и мой роди­тель. После службы я отправился с ним домой. Он стал меня поздравлять с крестом, а я взял этот крест и надел его на него самого - ста­ричка дьячка: «Вам, батюшка, я обязан этой награде, вы меня воспитали, вам и носить бы этот крест». Тут только вспомнил я заповедь Домны Карповны - надеть крест на отца...

Однажды за обедом у владыки речь зашла о юродивой. Было много гостей, были разные мнения о ней. Я молчал. А о. архимандрит Ве­ниамин, тогдашний ректор семинарии, а по­том архиепископ Иркутский, защищал Домну Карповну, как истинную рабу Божию. Вдруг она сама появляется в зале, начинает обхо­дить вокруг стола, наклоняется к о. ректору и шепчет ему что-то в ухо. Я тут же заметил, что о. Вениамин изменился в лице. После обеда спрашиваю его: «Что с вами? Что она вам ска­зала?»

А вы, - говорит, - разве что заметили?

Да, - говорю, - вы почему-то измени­лись в лице.

Вот что она мне шепнула: «Полно тебе болтать-то, мне тяжело от этой болтовни твоей бывает, - смотри, вот умник, - она кивнула на вас, - он молчит».

В своих мешочках раба Божия таскала большую тяжесть: там были и камни, и даже кошки.

Сообщил архимандрит Никон.

 

Список литературы

 
    1. Бойко В.П. Записки купца С. Ф. Хромова как истори­ческий источник // Сибирское купечество: истоки, дея­тельность, наследие: материалы Второй Всероссийской научной конференции, 15-17 апреля 2016 г., г. Томск. Томск, 2017. С. 51-58.

    2. Хромов С.Ф. Краткое жизнеописание великаго стар­ца Феодора Козьмича. Из воспоминаний купца Семена Феофановича Хромова / под. ред. В.П. Бойко, Е.В. Ситни­ковой. Томск, 2015. 262 с.

    3. Сибирский старец Федор Козьмич, 1837-1864 гг. / из записок еп. Петра [(Екатериновского)] // Русская старина. 1891. Т. 72. № 10. С. 233-240.

    4. Дневник епископа Никодима (1868-1869) // Государ­ственный архив красноярского края (ГАКК). Ф. 561. Оп. 1. Д. 165.

    5. Леонид (Толмачев), еп. Обзор биографических мате­риалов о блаженной Домне Томской: дневниковые сви­детельства епископа Никодима (Казанцева) // Новосибир­ский временник. 2024. № 4. С. 15-24.

    6. Путинцев М., прот. Юродивая Домнушка (из Томских преданий) // Томские епархиальные ведомости. 1882. № 16. Неоф. отд. С. 468-469.

    7. Цысь О.П. Научная и общественная деятельность протоиерея М.П. Путинцева // Вестник Сургутского госу­дарственного педагогического университета. 2012. № 3. С. 87-95.

    8. Казанцев П.П. Миссионер, проповедник, публицист (Настоятель Обдорской духовной миссии протоиерей Михаил Путинцев) // Электронный журнал «Образова­ние Ямала». № 10. Октябрь 2015. URL: https://yamal-obr.ru/ articles/mihail-putincev/ (дата обращения: 07.02.2025).

    9. Алтай. Его святыни. Миссионерство. Дивные пути промысла Божия в обращении язычников в христиан­ство. Воспоминания о почивших миссионерах / сост. прот. М. Путинцев; изд. 3-е. М., 1905. 60 с.

    10. Сказания о некоторых сибирских подвижниках благочестия / сост. прот. М. Путинцев. М., 1889. 38 с.

    11. Дело о исходатайствовании протоиерею Митропольскому ордена св. Анны 3-й степени // Государствен­ный архив Томской области (ГА-ТО). Ф. 170. Оп. 3. Д. 1260.

    12. Справочная книга по Томской епархии за 1902/03 год / под ред. секретаря Томской духовной консистории Д.Б. Березова. Томск, 1903. 532, LVI с.

    13. Митропольский Н., прот. О подвиге юродства. Юро­дивая Домна Карповна // Томские епархиальные ведомо­сти. 1883. № 6. Неоф. отд. С. 165-173; № 9. С. 262-270.

    14. Юродивая Домна Карповна. О подвиге юродства вообще / прот. Николай Митропольский. М., 1897. 11 с.

    15. Пылаев М.И. Старое житье: очерки и рассказы быв­ших и отшедших время обрядах, обычаях и порядках в устройстве домашней и общественной жизни. СПб., 1892. 319 с.

    16. Н.Г Из Томской старины // Сибирский вестник. 1898. Воскресенье, 15 марта. № 59. С. 2.

    17. Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский: [некролог] // Томские епархиаль­ные ведомости. 1897. № 21. Неоф. отд. С. 8-12.

    18. Дворядкина Е.В. Святая блаженная Домна, Христа ради юродивая, Томская, Сибирская // Отчет клуба крае­ведов «Старый Томск» за 2002 г. Томск, 2002. С. 22-24.

    19. Журавский А.В. Владимир (Петров Иван Степано­вич) // Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004. С. 656­658.

    20. Высокопросвященнейший Вениамин, архиепи­скоп Иркутский и Нерчинский (некролог) // Томские епар­хиальные ведомости. 1892. № 5. Неоф. отд. С. 26-27.

    21. Письма Вениамина, архиепископа Иркутского (|1892), к Казанскому архиепископу Владимиру (|1897) / предислов. и примеч. К.В. Хараламповича. М., 1913. 218 с.

    22. Ростислав (Девятов), митр. Биографический сло­варь преподавателей и наставников Томской духовной семинарии (1858-1920). Томск, 2018. 352 с.

    23. Автобиография высокопреосвященного Вениами­на, архиепископа Иркутского // Иркутские епархиальные ведомости. 1912. № 17. С. 483-493; № 18. С. 518-522; № 21. С. 586-602; № 22. С. 610-624; № 23. С. 647-656.

    24. Лебедев М. Памяти высокопреосвященного Вла­димира, архиепископа Казанского // Томские епархиаль­ные ведомости. 1897. Неоф. отд. № 19. С. 6-15; № 20. С. 6-12.

    25. Рассказы преосвященного архиепископа Казан­ского Владимира о Христа ради юродивой Домне Карповне (записаны с его слов 7 августа 1893 год[а] в Сергиевой лавре) // Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 765. К. 2. Ед. хр. 18.

 

References

 
      1. Bojko V.P. Zapiski kupcza S. F. Xromova kak istoricheskij istochnik // Sibirskoe kupechestvo: istoki, deyatel"nost", nasledie: materialy" VtorojVserossijskojnauchnoj konferencii, 15-17 aprelya 2016 g., g. Tomsk. Tomsk, 2017. S. 51-58.

      2. Xromov S.F. Kratkoe zhizneopisanie velikago starcza Feodora Koz"micha. Iz vospominanijkupcza Semena Feofanovicha Xromova / pod. red. V.P. Bojko, E.V. Sitnikovoj. Tomsk, 2015. 262 s.

      3. Sibirskijstarecz Fedor Koz"mich, 1837-1864 gg. / iz zapisok ep. Petra [(Ekaterinovskogo)] // Russkaya starina. 1891. T. 72. № 10. S. 233-240.

      4. Dnevnik episkopa Nikodima (1868-1869) // Gosudarstvenny"j arxiv krasnoyarskogo kraya (GAKK). F. 561. Op. 1. D. 165.

      5. Leonid (Tolmachev), ep. Obzor biograficheskix materialov o blazhennojDomne Tomskoj: dnevnikovy"e svidetel"stva episkopa Nikodima (Kazanceva) // Novosibirskij vremennik. 2024. № 4. S. 15-24.

      6. Putincev M., prot. Yurodivaya Domnushka (iz Tomskix predanij) // Tomskie eparxial"ny"e vedomosti. 1882. № 16. Neof. otd. S. 468-469.

      7. Cy"s" O.P. Nauchnaya i obshhestvennaya deyatel"nost" protoiereya M.P. Putinceva // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012. № 3. S. 87-95.

      8. Kazancev P.P. Missioner, propovednik, publicist (Nastoyatel" Obdorskojduxovnojmissii protoierejMixail Putincev) // E"lektronny"j zhurnal «Obrazovanie Yamala». № 10. Oktyabr" 2015. URL: https://yamal-obr.ru/articles/mihail- putincev/ (data obrashheniya: 07.02.2025).

      9. Altaj. Ego svyaty"ni. Missionerstvo. Divny"e puti promy"sla Bozhiya v obrashhenii yazy"chnikov v xristianstvo. Vospominaniya o pochivshix missionerax / sost. prot. M. Putincev; izd. 3-e. M., 1905. 60 s.

      10. Skazaniya o nekotory"x sibirskix podvizhnikax blagochestiya / sost. prot. M. Putincev. M., 1889. 38 s.

      11. Delo o isxodatajstvovanii protoiereyu Mitropol"skomu ordena sv. Anny" 3-jstepeni // Gosudarstvenny"jarxiv Tomskoj oblasti (GATO). F. 170. Op. 3. D. 1260.

      12. Spravochnaya kniga po Tomskoj eparxii za 1902/03 god / pod red. sekretarya Tomskoj duxovnoj konsistorii D.B. Berezova. Tomsk, 1903. 532, LVI s.

      13. Mitropol"skijN., prot. O podvige yurodstva. Yurodivaya Domna Karpovna // Tomskie eparxial"ny"e vedomosti. 1883. № 6. Neof. otd. S. 165-173; № 9. S. 262-270.

      14. Yurodivaya Domna Karpovna. O podvige yurodstva voobshhe / prot. Nikolaj Mitro-pol"skij. M., 1897. 11 s.

      15. Py"laev M.I. Staroe zhit"e: ocherki i rasskazy" by"vshix i otshedshix vremya obryadax, oby"chayax i poryadkax v ustrojstve domashnej i obshhestvennoj zhizni. SPb., 1892. 319 s.

      16. N.G. Iz Tomskojstariny" // Sibirskij vestnik. 1898. Voskresen"e, 15 marta. № 59. S. 2.

      17. Vy"sokopreosvyashhenny"jVladimir, arxiepiskop Kazanskij i Sviyazhskij: [nekrolog] // Tomskie eparxial"ny"e vedomosti. 1897. № 21. Neof. otd. S. 8-12.

      18. Dvoryadkina E.V. Svyataya blazhennaya Domna, Xrista radi yurodivaya, Tomskaya, Sibirskaya // Otchet kluba kraevedov «Stary"j Tomsk» za 2002 g. Tomsk, 2002. S. 22-24.

      19. Zhuravskij A.V. Vladimir (Petrov Ivan Stepanovich) // Pravoslavnaya e"nciklopediya. T. 8. M., 2004. S. 656-658.

      20. Vy"sokoprosvyashhennejshij Veniamin, arxiepiskop Irkutskij i Nerchinskij (nekrolog) // Tomskie eparxial"ny"e vedomosti. 1892. № 5. Neof. otd. S. 26-27.

      21. Pis"ma Veniamina, arxiepiskopa Irkutskogo (|1892), k Kazanskomu arxiepiskopu Vladimiru (|1897) / predislov. i primech. K.V. Xaralampovicha. M., 1913. 218 s.

      22. Rostislav (Devyatov), mitr. Biograficheskij slovar" prepodavatelej i nastavnikov Tomskoj duxovnoj seminarii (1858-1920). Tomsk, 2018. 352 c.

      23. Avtobiografiya vy"sokopreosvyashhennogo Veniamina, arxiepiskopa Irkutskogo // Irkutskie eparxial"ny"e vedomosti. 1912. № 17. S. 483-493; № 18. S. 518-522; № 21. S. 586-602; № 22. S. 610-624; № 23. S. 647-656.

      24. Lebedev M. Pamyati vy"sokopreosvyashhennogo Vladimira, arxiepiskopa Kazanskogo // Tomskie eparxial"ny"e vedomosti. 1897. Neof. otd. № 19. S. 6-15; № 20. S. 6-12.

      25. Rasskazy" preosvyashhennogo arxiepiskopa Kazanskogo Vladimira o Xrista radi yurodivojDomne Karpovne (zapisany" s ego slov 7 avgusta 1893 god[a] v Sergievoj lavre) // Otdel rukopisej Rossijskoj gosudarstvennoj biblioteki (OR RGB). F. 765. K. 2. Ed. xr. 18.

1 Следует заметить, что в записках епископа Петра (Екатериновского), который в 1876-1883 годах управлял Томской епархией, также зафиксирована информация о случае исцеления Домны Карповны и ее свидетельство о старце Федоре Кузьмиче, что говорит о заимствовании сведений из записок купца С.Ф. Хромова [3, с. 240].

2 Был экономом и преподавателем в Томской семинарии в 1858-1861 годах, а скончался 27 мая 1889 года епископом Якутским и Вилюйским [22, с. 125-127].



Источник - НОВОСИБИРСКИЙ ВРЕМЕННИК №1 2025

Ссылка на источник...




 

© iskitimeparhia.ru 2013 – 2024

По благословению Преосвященнейшего Леонида, епископа Искитимского и Черепановского

Епархиальное управление работает с понедельника по пятницу с 09:00 до 17:00.
Адрес: 633227 г. Искитим ул.Коллективная,1
Телефоны Епархиального управления:
приёмная - 8(383-43)91-081
канцелярия - 8(383-43)91-083
Адрес электронной почты: iskitimeparhia@yandex.ru