Христос Воскресе!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Хочу сердечно Вас поздравить с праздником Святой Пасхи! Мы в течение недели светло праздновали самый главный христианский праздник – Пасху Христову, Христово Воскресение! Называется эта неделя светлой седмицей: после трудов Великого поста мы с радостным сердцем поздравляли воскресшего Господа. А сегодняшний день называется Антипасха, что означает «вместо Пасхи». Мы вспоминаем апостола Фому. Почему святая Церковь вспоминает этого величайшего угодника Божия, величайшего апостола? Мы слышали в Евангелии сегодняшнем: когда Господь воскрес, Он ещё до Своего Воскресения повелел прийти ученикам на гору, чтобы они Его там встречали. И когда Он явился туда, и они подошли, то многие уверовали. А некоторые остановились и, как говорится в Евангелии, «усомнились». Так было тяжело апостолам поверить в воскресение Иисуса Христа, что, даже видя Его, они не могли поверить в это величайшее чудо. Они видели, что Господь воскрешал умерших, видели даже, что Он воскресил четверодневного Лазаря, который уже смердел в гробу, то есть тело его уже разлагалось. Но только одним словом «Лазарь, выйди вон», Лазарь воскрес. Но он воскрес силою молитвы Господа Иисуса Христа. А сам по себе человек ещё никогда не воскресал. Поэтому для апостолов было очень страшно в это поверить. И когда они, кроме апостола Фомы, собрались в горнице, Господь пришел к ним закрытыми дверями и сказал им «Мир вам». И тогда они устрашились: а не видят ли они призрак? Но Господь их уверил, что это Он сам, показал им Свои раны и ел перед ними. И тогда только апостолы поверили в истинность Воскресения Христова, но не было тогда апостола Фомы. И он пришел только через неделю, когда они опять вместе были собраны в горнице.
И когда Господь явился, тогда апостол Фома осязал руки и ноги Господни. Осязал раны от гвоздей, осязал раны от копия. Потому что Фома он был искренний человек. И он на самом деле хотел увериться, чтобы не только глазами видеть, но ещё и руками осязать пречистые раны Господа нашего Иисуса Христа. Вот благодаря этому, братья и сестры, мы сейчас веруем в воскресение Христово.
Это действительно истина. Не призрак являлся, а Сам Господь воскресший. И святые апостолы после Воскресения Иисуса Христа (Он им являлся ещё в течение сорока дней) только после этого, после Вознесения вышли на проповедь в мир.
Какой тогда был мир? Страшное было время: император язычник, все руководство империи языческое. Весь народ дикий, никакого милосердия, ничего высокого и духовного. Только жестокость, вражда и разврат. И апостолы вышли как агнцы посреди волков. Но они были вооружены силой Божьею, Святой Дух им невидимо помогал. Многие знамения творили, воскрешали мертвецов, исцеляли болезни, бесов изгоняли и просветили всю вселенную.
Посмотрим: они же в основе своей были неграмотные рыбаки. Не обладали ни даром слова, ни ученостью – но победили языческую римскую империю. Свет евангельской проповеди распространился во всем мире и даже за пределами империи. И вот маленькая кучка людей, маленькая Церковь Христова разрослась по всему миру. И поэтому Церковь говорит на сегодняшний день, что подвиг веры труден. Сложно нам поверить в чудеса, трудно исполнять заповеди Божьи. И нужно нам укреплять в себе веру. В эту неделю мы просто купались в благодати, славили воскресшего Господа. Но сегодня святая Церковь говорит, что нужно все равно потрудиться в подвиге веры. Вера из чего состоит? Вера состоит из уверенности, что Бог есть. Но этого мало, ведь и бесы веруют и трепещут, творя совершенно противоположное заповедям Господним. Вера есть ещё доверие к Богу, к Его заповедям. И вера – это ещё верность Богу. Когда святые мученики, зная, что Господь воскрес, видя Его, купались в благодати Его, они отвергли все блага мира. И не только блага. Они даже не страшились смерти лютой телесной: их распинали и били, перепиливали пилами и подвергали другим страшным мучениям. Но это было ничто. Потому что Господь был вместе с ними.
Братья и сестры! Нам всем нужно держать себя, чтобы вера была в нас не лицемерная, а крепкая. Ещё совсем недавно трудно было поверить, что Церковь Христова будет возрождаться, что будут строиться храмы, возрождаться монастыри, что будут открываться новые Епархии. И вот сейчас Господь дает такое благодатное время, возможность спокойно исповедовать свою веру и в словах, и в делах. Раньше священник даже не мог проповедовать на амвоне, нужно было специально брать разрешение у уполномоченного, который проверял проповедь, чтобы ничего лишнего священник не мог сказать. А сейчас, Слава Богу, свободные времена. Можно свободно говорить о воскресшем Господе, о заповедях Божьих, о нравственности. Поэтому нужно благодарить за это Бога, восхвалять Его.
Но сейчас, как мы знаем, опять новая волна на Церковь накатывается. Началось это с выходки девиц, которые в Храме Христа Спасителя устроили кощунственные танцы на амвоне и почти в алтарь зашли. Представляете: главный храм нашей родины, много там святынь, и они, не имея страха Божия, не постеснялись этого, провели эту кощунственную акцию. И после этого, как по сигналу, было очень много актов вандализма и осквернения святынь. В одном месте ворвался человек в храм, иконы порубил. В другом ножом порезал. В третьем священника избил, ворвался в алтарь и осквернил престол. И сейчас до сих пор происходят эти акты вандализма. Кресты сносят на кладбищах, красками храмы измазывают.
Поэтому Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Высший Церковный Совет обратился к народу Божьему, православному народу, чтобы встали мы на защиту веры поруганной, поруганных святынь. Как противостоять? Прежде всего – молитва. Поэтому сегодня мы отслужили молебен, где молились об укреплении в нас веры православной и о смягчении злых сердец. Чтобы те люди, которые совершают такие кощунственные действия, поняли, что это не шуточки, что это очень на самом деле страшно.
Помним, что в начале ХХ века все это тоже начиналось. Страх Божий люди потеряли и такие же были выходки, и казалось это шуточками. И во что все это вылилось? Вылилось в большую кровь: сносили храмы, уничтожали Епископов, священников, уничтожали народ Божий. Несколько миллионов получили мученический венец в те годы, но некоторые не выдержали. И вся Россия до сих пор не может подняться с колен тех времен. Потому что без Бога мы не можем ничего делать. Даже в советские времена, когда было очень тяжело, когда шла Великая Отечественная Война, руководство страны поняло, что, если они не откроют храмы Божьи, не вернут священников из заточений, будет страшное наказание, и мы будем побеждены фашистской Германией. И Сталин открыл храмы, открыл семинарию, отпустил многих священников. Тогда только в войне начался перелом.
И сегодня, братья и сестры, нужно сплотиться, объединиться вокруг святой Церкви. Нужно укреплять себя в вере. Потому что вера – это не просто уверенность, доверие и верность Богу. Вера – она превыше всего. С неё начинается благоугождение Богу. Но мы не должны быть доверчивыми, как в те годы в ХХ веке, к тем людям, которые обещают рай без Бога. Тогда народ поверил самозванцам, и все вылилось в большую гражданскую войну. Поэтому, учитывая опыт исторический, нам нужно отвергнуть эти либеральные призывы людей, которые стараются расшатать ситуацию, новую революцию у нас устроить. Что такое либерализм? Это жизнь по страстям. Такие люди ставят на первое место свободу человека. А свободу какую? Греховную. И каждый человек, по их учению, может делать что хочет. Он сам решает, что нравственно, что безнравственно. Поэтому этому страшному учению нам надо противопоставить твердость веры. Истинно свободен тот, кто свободен от греха. Как может быть свободен человек, который порабощен каким либо видом греха, какой либо страстью? Возьмем, к примеру, страсть наркомании или страсть пьянства, или страсть блуда, или сребролюбия. Человек становится рабом этой страсти. Если человек любит деньги и не может остановиться, он на самом деле мучается, ему кажется, что надо ещё больше заработать, обмануть, и идет на различные преступления и беззакония. А человек верующий старается бороться со своими страстями. Он идет в храм Божий, кается и старается жить по заповедям Божьим. Сейчас в среде либеральных политиков раздаются голоса: простите этих людей, которые, может, по неразумию своему такое кощунство сотворили. Конечно, Церковь прощает, если эти люди придут на исповедь и покаются. Церковь все это простит. Но если мы не назовем грех грехом, то это подает соблазн и повод для других людей таким же беззаконием заниматься, так же кощунствовать, заниматься вандализмом и так далее. Зло должно быть остановлено. И совместными усилиями Церковь и государство должны здесь работать: ведь основание каждого государства лежит в нравственной сфере. Без нравственности мы не можем и законы соблюдать, не можем строить правовое государство, мы вообще не можем состояться как общество. Все основывается на нравственности, а нравственность – на духовности, основывается на Божьих заповедях. Поэтому ещё раз призываю вас, братья и сестры, не бойтесь этих кощунников, а нужно просто сплотиться вокруг матери Церкви. Чаще возносить молитвы Господу за нашу веру, за наши святыни. И нужно исполнять заповеди Божьи. Не просто прийти на исповедь и сказать, что грешен тем-то, тем-то, но полностью изменить свою жизнь. То есть стать святым человеком с помощью Божьей, с помощью покаяния. А не просто сказать, а на деле делать тоже самое. Если мы изменим всю свою жизнь, то и страна наша к нам присоединится. То есть люди посторонние от Церкви, видя наши добрые дела, видя нашу кротость, ревность о Боге, тоже придут тогда в Церковь. И страна воспрянет от этого рабства греха. Поэтому ещё раз призываю, чаще молитесь, исповедуйтесь в своих грехах. За нас, за священников, за Епископов молитесь. Потому что несем мы ответственность за народ Божий. И простыми человеческими силами невозможно совершить это служение.
Ещё раз с праздником! Помощи Божьей!
Желаю, чтобы благодать воскресшего Господа нашего Иисуса Христа была в наших сердцах не только на Пасху, но и во все дни нашей жизни.
Спаси Господь!
Христос Воскресе!