Отец Сергий Гащенко: «Быть священником нужно круглые сутки» |
- Отец Сергий, нашим читателям интересно, откуда Вы родом? Как пришли к вере?
- Родился я в Красноярске, в семье военнослужащих. Поскольку родители были военными, нам пришлось много ездить по стране, пока не обосновались в Крыму, в Евпатории. Еще обучаясь в школе, в подростковом возрасте начал ходить в храм, пономарил. После службы в армии совершил паломническую поездку по святым местам, побывал в Греции, в московских монастырях. А потом поступил в Белгородскую духовную миссионерскую семинарию. По окончании получил приглашение от митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. Приехал, посмотрел, душа расположилась, и с тех пор я в Новосибирской митрополии. Я всегда задумывался над вопросами духовного плана, размышлял. В роду у нас не было верующих, кто бы ходил в Церковь, молился. Родители в храм пришли уже вслед за мной. Все по-разному приходят к Богу. К сожалению, у многих этот путь лежит через какие-то скорби и беды. Но есть и такие, кто обращается к вере и в радости.
Священство – это избранничество, образ жизни, а не просто работа с восьми до пяти. Нельзя его выбрать просто как любую профессию. Человек должен чувствовать в себе позыв. Быть священником нужно круглые сутки. И Господь в этом помогает.
- Семинария, в которой Вы учились, миссионерская. Чем она отличается от обычной духовной?
- Ее особенность в миссионерской направленности. Одна из главных задач миссионеров - это несение слова Божьего в какие-либо отдаленные населенные пункты. Еще обучаясь в семинарии мы ездили с духовными поездами и на Чукотку, и в Якутию. Побывали практически во всех отдаленных районах нашей России. Другое немало важное направление – просвещение людей в плане понимания сути сектантства. Необходимо учить людей видеть опасность сектантсткой деятельности, которая сейчас существует в каждом городе. Еще одно из приоритетных направлений миссионерской деятельности - это работа с молодежью.
- Где Вы служили до того как стать настоятелем храма «Живоносный источник» и благочинным центрального округа? И каким Вы увидели для себя Искитим?
- До этого я также служил в Искитимской епархии, но это был п. Горный Тогучинского района, который тоже связан со строительством. У жителей этого поселка много общего с искитимцами. Однако жизнь в Искитиме более динамична, поэтому для священника поле деятельности здесь намного шире. В Северном благочинии мы, как настоящие северяне, жили более размеренной жизнью. Искитимцы меня приятно удивили своей расположенностью к общению с Церковью.Люди сами заинтересованы в том, чтобы где-то прошла служба, где-то священник выступил с беседой. И это взаимодействие организовано на уровне администраций, школ, общественных организаций. Священники здесь активно задействованы в социальной жизни города и района. Заметно даже простое желание людей побеседовать с батюшкой. Радует, что прихожане чувствуют такую потребность.
- Отец Сергий, кроме непосредственной службы в храме, какие еще вопросы и проблемы считаете важными, первостепенными, которыми нужно заниматься?
- В первую очередь я как священник должен быть пастырем, духовно окормлять своих прихожан. Конечно, очень много обязанностей, за которые я как благочинный несу ответственность. Но это, скажем так, административная должность. К слову, хотелось бы отметить изменения, произошедшие в епархии по приходам. Сейчас искитимские приходы в честь иконы Владимирской Божьей матери, Никольский кафедральный собор и Живоносный источник являются архиерейскими подворьями. Фактически их настоятелем является владыка. Я же являюсь его помощником. Это сделано для удобства, чтобы епископу было легче вникать в деятельность храмов. Это очень значимые перемены.
Еще один из главных моментов деятельности - строительство храма на святом источнике микрорайона Ложок. Даст Бог, в следующем году мы уже будем совершать там службы. Источник в Ложке постепенно превращается в паломнический центр, комплекс. В дальнейшем, если Господь сподобит, появится и гостиница для паломников. Ведь это место знают не только в нашей области. Для верующих из соседних регионов оно также является святым. Отмечу и другие стройки, которые ведутся в центральном округе. В частности от нашего прихода сейчас возводится храм в деревне Бердь. Скоро купол будем ставить. Благодаря благодетелям и инициативным гражданам его строительство осуществляется очень быстро. Также новый храм планируется возвести и в Мичуринском сельсовете.
- Православная Церковь, в отличие от других, никогда не «охотилась» за своей паствой. Тем не менее, что делается для того, чтобы прирастать прихожанами? Какова на Ваш взгляд роль Церкви в общественной жизни?
- Само понятие «охотиться» предполагает завлекать помимо воли людей. Очень часто этим занимаются сектанты. Православная вера существует уже третье тысячелетие. И русские люди, даже не посещая Церковь, зачастую считают себя православными. Ведь это наши истоки, наша традиция. У большинства людей внутренняя потребность крестить детей, венчаться, отпеть усопших. Как сказал один философ, душа у человека – христианка. Что бы в его жизни не происходило, он все равно ощущает необходимость в вере.
Что касается внешней деятельности православной Церкви, она, конечно, присутствует и, слава Богу, сейчас у нас есть возможность работать и за оградой храма. В школах ведется преподавание основ православной культуры, проводятся различные массовые мероприятия культурной, спортивной направленности. Благодаря сотрудничеству с администрациями, общественными структурами люди видят, что церковная жизнь состоит не только из молитв и поклонов в храме, но и в просвещенческой деятельности.
- Не могу не задать этот вопрос. Многие в Сибири с волнением следили за тем, что происходило в Крыму. Как Ваши родные, проживающие там, восприняли известные перемены? И не принесли ли они раскол в рядах крымских священнослужителей?
- Прошло буквально несколько недель, как я вернулся из Крыма. Церковь на территории Украины исторически была и остается русской православной Церковью Московского патриархата. А крымское духовенство сегодня, вместе со всеми жителями полуострова, испытывает непередаваемую радость не от перехода, а именно от возвращения в Россию. Как раз в тот момент, когда происходили эти исторические события, моя мама гостила у нас, и буквально не отрываясь следила по телевизору за каждым моментом. А моя маленькая дочка прыгала рядом и скандировала: «Россия! Россия!». Тем самым передавала наше общее настроение. Сейчас мы внимательно следим за той трагедией, которая происходит на Украине и скорбим со всеми православными людьми от того озлобления, которое там царит.
- Вы уже начали говорить про дочку. Несколько слов о Вашей семье.
- С женой Ксенией мы познакомились, когда я учился в семинарии. Она из Белгорода, где мы и обвенчались. Там же родился и наш старший сын. Сейчас моя матушка занимается воспитанием сына и дочери.
- Недавно Вы отмечали свои именины. А дни рождения священники отмечают? (беседа проходила в октябре)
- (Смеется). А вы свой отмечаете? Конечно, как любой человек священник также отмечает день рождения. Кто-то в кругу семьи, кто-то-то в более широком. День Ангела, именины – это более глубокий праздник для человека. Ведь он связан со святым покровителем, поэтому всегда должен начинаться с молитвы и обращения к своему святому. Меня Господь так сподобил, что мой святой покровитель – это Сергий Радонежский, 700-летие которого отмечает нынче Русская Православная Церковь. Думаю, каждому человеку нужно чаще обращаться к своим святым и вспоминать их христианский подвиг.