Странное дело, приезжая в Мошково, я всякий раз сворачиваю не на ту улицу. Вот и сейчас, уверенно кручу руль влево, однако тут же понимаю, что снова не доехал до нужного поворота. Впрочем, это не беда. Храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, в который я еду, находится в центре рабочего поселка, не найти его невозможно, все дороги в Мошково ведут к нему. Однако ж, тенденция на лицо…
Я люблю этого святого, и храм этот сельский, освященный в честь преподобного, тоже люблю. Какой-то он по-домашнему тихий, уютный, намоленный… Батюшка здесь служил замечательный – отец Олег Половников, протоиерей. Много лет настоятельствовал, его тут все знали и любили. И до сих пор вспоминают добрым словом: когда он нет-нет да приезжает в поселок по епархиальным делам, встречают как родного.
После отца Олега приход не то чтобы осиротел, просто за относительно кроткое время им по очереди управляли три священника, и такая быстрая смена батюшек приносила людям огорчение.
Но вскоре в Искитимской епархии заговорили о новом батюшке, с появлением которого «преобразилась не только церковь, но и жизнь поселка». Весть эта не сразу долетела до Новосибирска, прошло два года, прежде чем я получил редакционное задание написать о настоятеле мошковского Свято-Алексиевского храма отце Димитрии Миронове.
Поднимаюсь по ступеням в храм, захожу внутрь и сразу натыкаюсь на широкую спину отца настоятеля. Батюшка могучий, руки огромные, рабочие… Отец Димитрий только-только разъяснил что-то одной женщине, как его тут же с вопросом останавливает другая. Следом за ней подходит мужчина. Батюшка очень доброжелательный, говорит со всеми просто, по-свойски. Дождавшись своей очереди, благословляюсь и представлюсь. Отец Димитрий предлагает пройти в здании Воскресной школы, которое располагается рядом с храмом, в церковной ограде: «Там и поговорим!»
Пока идем, он рассказывает о Воскресной школе. Признается, что по приезду у него сразу появилось так много дел, что зачастую на школу просто не хватало времени. Богослужение, требы, исполнение послушаний епископа Искитимского Луки (оказалось, что отец Димитрий еще и возглавляет епархиальный отдел по связям с вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством), встречи с должностными лицами районной и поселковой администрациями, представителями культурной и педагогической общественности поселка и района не давали возможности вплотную заняться этой работой. Но Господь послал помощников. Уже есть и преподаватель Закона Божьего, и учитель по изобразительному искусству. Подготовлена первая выставка детских рисунков, старшеклассники изготавливают батики – вручную расписывают ткани. Желающих учиться в школе так много, что для всех места не хватает: большая классная комната вмещает только 25 человек. Столько детей и ходит.
К детям у батюшки отношение особое. У самого их пятеро! Старшему Игнатию – 19, в этом году оканчивает Новосибирский медицинский колледж, каждый день на электричке ездит на занятия. Григорию – 18, в этом году он также оканчивает одиннадцатый класс общеобразовательной школы, Марку – 15, дочери Марии - 12. Самому младшему Ванечке пять лет. Отец Димитрий с матушкой Татьяной живут душа в душу вот уже двадцать лет.
«Моя семья – это моя крепость, мой Баязет, который охраняет меня, а я охраняю его, - говорит отец Димитрий, - такое обоюдное доверие друг к другу и хранение друг друга умножает наши силы».
Про Мироновых здесь говорят: вся семья служащая. Батюшка служит у престола, дети алтарничают, звонят в колокола, поют с матушкой Татианой и сестрой на клиросе. И самый младший – тоже послушник, уже в стихаре. В воскресный день вся семья в храме.
Отец Димитрий говорит, что если его направят даже в самый дальний заброшенный приход, у него всегда будет кому петь и читать на клиросе, помогать в алтаре…
«Когда старшему исполнилось три года, мы пошили ему стихарь. С тех пор стихарь переходит от брата к брату», – улыбается батюшка.
Вдруг, подумалось: Бог весть, может еще и пригодится это облачение, батюшка с матушкой молоды, а детей – где пять, там и шесть…
Отец Димитрий любит, когда в храме много детей. Во время чтения часов народа в церкви маловато, но постепенно храм наполняется, многие приходят с детьми, чтобы их причастить. Батюшка говорит, что к Символу Веры в храме как будто ощущается детское дыхание, а во время Евхаристического канона уже хорошо слышно как они шебаршатся, и начинаешь осознавать, что вот оно – единое тело, живёт!
Конечно, храм небольшой, человек на 50, прикидывает отец Димитрий. Летом, за счет дачников, молящихся становится больше – на Святых Петра и Павла обычно вступить некуда. А зимой прихожан заметно убавляется. Но детей мошковчане все равно стараются причащать круглый год, и это очень радует отца Димитрия.
«Теперь перед крещением у нас обязательно проводится катехизация, - говорит священник. – Часто люди приходят креститься или крестить детей, имея очень слабое представление о том, что такое Таинство Крещения, для чего оно нужно. Раньше, до катехизации, как было? Покрестят ребенка – и исчезают насовсем, мол, дело сделано, зачем еще нужна церковь? А после огласительной беседы у людей появляется понимание, что Крещение – это, конечно, очень серьезно, но это только первый шаг на пути воцерковления и спасения. В результате, глядишь, нет-нет, да принесут ребеночка на Причастие. И слава Богу!»
Батюшка говорит, что самое важное – это воспитание в православной вере. «Нас с матушкой часто спрашивают, как мы воспитываем своих детей. Ну, как! В Церкви есть общая задача: чтобы дети росли в атмосфере родительской любви и любви к Богу. Мы хотим, чтобы дети понимали, что кровное братство и братство христианское должны быть взаимодополняемыми, твердыми и непоколебимыми».
Случалось, вспоминает отец Димитрий, что старшие мальчишки в начальных классах приходили домой в слезах. Начинал разбираться, и оказывалось, что их поколотили сверстники за то, что они «поповские дети». Что это, если не испытание на твердость веры? И ведь это не советское время, а вот – совсем недавно было. Что ждет христианина в будущем, никто не знает, кроме одного – Церковь всегда будет гонимой. Господь говорит: «Если Меня гнали, будут гнать и вас». Поэтому и самим нужно укрепляться в вере, и детей в вере укреплять, чтобы быть готовыми к трудностям – так говорит батюшка.
Кстати, в 97 процентах мошковских средних школ преподают предмет Основы православной культуры. Отец Димитрий отмечает, что школы, выбравшие «мировые религии» и «светскую этику» находятся в отдаленных и малочисленных сёлах. «Отсталые» школы. Но их нужно «подтягивать».
Рассказывает: «Наш приход выступил инициатором провести собрание учителей, преподающих предмет Основы православной культуры в районных школах. Руководитель Управления образования Мошковского района Наталья Михайловна Ковальчук нас поддержала, и такая встреча состоялась. Я предложил учителям чаще проводить практические занятия. То есть если мы говорим о православном зодчестве, об иконописи, то лучше всего провести выездной урок в храме. В результате, договорились, что к нам будут приезжать на экскурсии. Ну и, наконец, преподаватель должен соответствовать преподаваемому предмету. Например, носить нательный крест. Да, основы православной культуры – это не религиозный, а культуроведческий предмет. Но ведь крест – это не только символ нашего спасения, и его ношение на груди — это не просто напоминание самому себе, что ты христианин. Но это еще и знак того, что мы по своему мировоззрению относим себя к нашей родной культуре, которая сформировалась и развивалась под влиянием Православия».
«В общем, поговорили в тот раз очень хорошо, - вспоминает батюшка, - расстались приятелями. Даже договорились провести совместную паломническую поездку в соседнее Мочище к чудотворной иконе Божией Матери «Иверская». Такие поездки сплачивают».
Батюшка говорит, а сам все время посматривает на часы. Оказывается, через десять минут ему нужно быть на встрече в местном Доме культуры. Не успеет! «Успею, - успокаивает отец Димитрий. – здесь всё рядом. Собирайтесь, вместе пойдем, это ненадолго».
На улице встречные мошковчане – и стар, и млад – тепло приветствуют батюшку. Он со всеми раскланивается, и пока идем, все время говорит по телефону. Звонят ему бесконечно. И прихожане, и не прихожане. Вопросы, вопросы, вопросы, а он всем отвечает и отвечает. Уловив мой взгляд, объясняет: «Я всем даю свой номер телефона, и в храме сказал: если что, пусть сразу мне звонят».
- О чем спрашивают?
- О-о-о! Вопросы самые разные, и духовные, и житейские.
- Население приняло вас?
- Думаю, что да…
- А как вас называют невоцерковленные люди: «отец», «батюшка»?
- И отцом, и батюшкой, и Дмитрием Ивановичем… По имени и отчеству – редко, но я спокойно отношусь к такому обращению, ведь обращаются с уважением. В Славгороде я духовно окормлялся у покойного ныне отца Иоанна Кизюна. Когда идем с ним по улице, все ему улыбаются, кланяются: «Здравствуйте, Иван Прокопьевич!» Приятно, когда у народа такое отношение к священнику.
В Доме культуры батюшка просит немного подождать, и в этот момент к нам подходит Глава администрации Мошковского района Сергей Васильевич Евстефиев.
- Вот, корреспондент из митрополии приехал, писать о нашем приходе будет, - представляет меня священник.
Сергей Васильевич кивает, мол, хорошо, что приехал. Я спрашиваю его, как ему новый батюшка. Он отвечает, что с батюшкой они сразу нашли общий язык, теперь вот совместно трудятся на благо жителей района. Упомянул частую когда-то смену священников, и выразил надежду, что отныне такого уже не будет, в шутку и всерьез пожелав отцу Димитрию стать «невыездным». И добавил: «У батюшки ярко выражена хозяйская жилка, мы таких людей ценим!»
- То есть взаимоотношения с местными органами власти сложились, - констатирую я, когда Сергей Васильевич уходит.
- Слава Богу, - отвечает батюшка. – И с главой рабочего поселка Николаем Владимировичем Завалишиным тоже. Если возникают какие-то вопросы по храму – сразу к нему!
На обратном пути отец Димитрий говорит: «Когда начинаешь жить на новой земле, самое первое, с чем сталкиваешься, так это, конечно же, с людьми. Так вот за то недолгое время, которое я имею честь служить в районе, я познакомился с таким количеством добрых, умных, талантливых людей!..»
Наконец-то, задаю вопрос, который хотел задать с самого начала встречи: «Батюшка, а как вы вообще оказались в Мошково?»
«Пути Господни неисповедимы», - говорит отец Димитрий и начинает рассказывать. Он человек южный, родина его предков – Северная Осетия, город Моздок. Когда подрос, поступил в Ставропольскую семинарию, нёс послушание на подворье митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедиона (Докукина): владыку перевели с Новосибирской кафедры, но в Сибири его не забыли, и новосибирцев к нему приезжало немало. Вскоре его пригласил служить на Алтай епископ Антоний (Масендич). В 1999 году отец Димитрий ехал в Барнаул через Новосибирск. Когда проезжал мимо «Речного вокзала», подумал: «А я бы жил в этом городе»…
Спустя годы, во время промыслительной, как ее называет отец Димитрий, встречи с митрополитом Тихоном (Емельяновым), который до 2018 года включительно возглавлял Новосибирскую митрополию, архиерей предложил ему перейти в Новосибирскую митрополию. Отец Димитрий обещал подумать. В 2016 году состоялась еще одна встреча с митрополитом – на Новосибирской православной ярмарке. «Ну что, не надумал еще?», - спросил митрополит. И тогда он дал свое согласие.
«Мне говорили, - замечает отец Димитрий, - что Мошково – это чуть ли не ссыльное место, даже отговаривали, но у меня в таких случаях возникает обратная реакция: если плохо, значит нужно сделать так, чтобы было хорошо. И в результате нисколько не пожалел. Тем более что мы с матушкой сельские жители, без земли и скотины не можем, держим подсобное хозяйство».
- Постойте, батюшка, когда же вы все успеваете? Скотину же нужно накормить, напоить, выгулять, помыть… И поди еще куча всяких дел!
- Так, помощников вон сколько! У нас в семье заведено: хотя бы один час каждый должен посвятить хозяйству. Это, как и Литургия (слово, напомню, переводится как «служение», «общее дело»), тоже есть наше общее дело. Ну и потом старшие-то уже совсем взрослые, снисхождения к ним не должно быть. И среднему 15 лет! Раньше в эти годы на хозяйственных работах уже никого не жалели, пятнадцатилетние трудились наравне со взрослыми. Но мы, конечно, следим, чтобы работа по хозяйству не была в ущерб учебе.
Мне уже пора возвращаться в город, но…
- Вот это попробуйте, кефирная закваска, это наш хендмейд, продукт домашнего приготовления, матушка старалась. Хлеб, хлеб берите!..
Кажется, что ничего вкуснее я не ел…
А отец Димитрий уже рассказывает о том, что начинает задумываться об исследовательской работе по историко-церковному краеведению. На досуге он стал наводить справки о Мошково. Собрал кое-какие материалы. На дореволюционной карте село обозначено жирной точкой. Значит, уже тогда было значимое место. И называлось раньше оно Алексеевское - в честь Цесаревича Алексия, небесным покровителем которого является преподобный Алексий, человек Божий. В богоборческие времена сельскую церковь разрушили. Есть сведения, что священник, который служил в Алексеевском, канонизирован как священномученик. То есть Мошково тоже имеет большую православную историю. И это значит, что есть, чем заняться. Нужно поднять клировые ведомости, прочие архивные материалы.
«Архивная работа кропотливая, занимает много времени, но мне это интересно, - поясняет отец Димитрий. - Я еще в семинарии этим занимался, когда писал диплом, так что хотелось бы возобновить эту деятельность. – Делает паузу и добавляет, - Но это уже по мере сил и возможностей».
Помоги ему, Господи!