В виде календаря

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

В виде списка

Ноябрь 2024 (20)
Октябрь 2024 (37)
Сентябрь 2024 (22)
Август 2024 (35)
Июль 2024 (31)
Июнь 2024 (30)

 



 

Новости епархии


Евгений ЦЫБИЗОВ. Император Павел I: «...Ему быть ангелом»



8 июл 2022 -|- Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter.
Доклад, посвященный 222-летней годовщине преставления ко Господу Александра Васильевича Суворова, был зачитан 14 апреля 2022 года на церковно-краеведческой конференции «Духовное наследие нашего края и православное краеведение», которая состоялась в Духовно-просветительском центре Искитимской епархии.

При обращении к имени Суворо­ва - гениального русского полководца и верного христианина, у многих людей невольно возникают два вопроса. Пер­вый, почему он не канонизирован, и вто­рой - почему он достоин прославления в лике святых?

Александр Васильевич Суворов - ве­личайший русский полководец, созда­тель отечественной военной теории, национальный герой России. Кавалер всех воинских наград своего времени, семи почетных иностранных орденов, освободитель Италии и Австрии. Леген­дарный воин и преданный слуга своему Отечеству.

В своей жизни Суворов был не только искусным военачальником, заботливым домоустроителем, но и верным христи­анином. Он строил православные хра­мы, открывал воскресные школы, пел на клиросе, читал часы и Апостол на бого­служении. Суворов много помогал нуж­дающимся. В его личном поместье жили пожилые солдаты и инвалиды. После смерти Суворова стало известно, что он ежегодно тайно переводил по несколько тысяч рублей в петербургскую тюрьму на выкуп должников. Ко всему был че­ловеком глубоко образованным, знал несколько языков.

Во время присвоения ему высше­го воинского звания «генералиссимус» за Швейцарский поход император Павел I произнес необычные слова: «Для других это много, для Суворова - мало. Ему быть ангелом!» Спустя сто лет, в день торжественного празднования памя­ти Суворова, его назовут «русским Архистратигом». Что же было его самым главным отличительным свойством?

Феномен Суворова объясняется не­зыблемой верой в Бога. Каждую победу он праздновал в храме и благодарил за нее Господа. Там же вручал награды ге­роям и служил панихиду по убиенным. Его характерные черты: глубокая воцерковленность, патриотизм, служение мо­нархии и личный пример стали основой воспитания непобедимого русского сол­дата. «Чудо-богатыри» - так с любовью называл своих славных воинов Суворов. «Суворов - воин Христов» - так имено­вал его народ в своих песнях и сказани­ях, посвященных его ратным и духовным подвигам.

Стоит отметить, что еще при жизни Су­ворова о нем слагали легенды. За полвека боевых походов, участвуя более чем в шестидесяти военных сражениях, он не проиграл ни одного. Сберегая солдат, каждый раз побеждал врага «не числом, а уменьем». Его отличие от других вели­ких полководцев состояло в том, что он остался непобедим на всем протяжении своего ратного пути. За всю историю войн никто не смог добиться подобных результатов.

Характерной особенностью Алек­сандра Васильевича было то, что он никогда не начинал сражения без мо­литвы. В его жизни был такой эпизод: 1 октября 1787 года, в день Покрова Пре­святой Богородицы, турки высадили на берег десант, чтобы овладеть крепостью Кинбурн. В этот момент Суворов вместе с офицерами был на праздничной служ­бе в храме. Ему дважды докладывали о приближении турецких солдат, кото­рые подошли уже к стенам крепости. Однако Суворов отстоял обедню, твер­до веря в покровительство Пресвятой Богородицы. В результате над турками была одержана сокрушительная победа, а Суворов в благодарность Богу и Ца­рице Небесной построил храм Покрова Пресвятой Богородицы. Как мы убедим­ся в дальнейшем, в такой крепкой вере и состоял главный залог его невероятных побед, среди которых есть две особен­ные, названые современниками «неизъ­яснимым чудом».

 

Первая из них - взятие неприступной крепости Измаил. Измаил был крепо­стью с мощнейшими укреплениями, обу­строенными французскими и немецкими инженерами по последнему слову фор­тификационных знаний. «Крепость без слабых мест» - так трезво оценил укре­пления Измаила сам Суворов. У русских на начало битвы была 31 тысяча человек, из которых 15 тысяч нерегулярной пе­хоты. У турок - 35 тысяч, среди которых 17 тысяч отборных янычар, и более 300 орудий. При штурме такой крепости на­падающие должны троекратно превос­ходить осажденных.

Перед штурмом, в соответствии с принятыми правилами, Суворов отпра­вил в крепость предложение сдаться: «Я с войском сюда прибыл. 24 часа на раз­мышление для сдачи... и воля, первые мои выстрелы... уже неволя. Штурм - смерть». Турецкий главнокомандующий на это самоуверенно ответил: «Скорее остановится течение Дуная и небо упа­дет на землю, чем русские возьмут Из­маил». Но Суворов уже готовит войска и отдает свой знаменитый приказ: «День поститься, день молиться, на следую­щий - штурм... или смерть, или победа!»

Штурм крепости начался в сплошном вале огня. Турки, сбитые со стен, в руко­пашном бою сражались с невероятным упорством и ожесточением, в крепость превратился каждый дом. Но к 16 ча­сам бой был закончен. 26 тысяч турок было убито, 9 тысяч взято в плен. Потери русских: 1 879 убитыми, 2 702 человека ранеными. Как это стало возможно при таком перевесе сил - непонятно! Суво­ров после победы признался: «На такой штурм можно решиться только раз в жизни».

 

Однако главный свой подвиг Алек­сандр Васильевич совершил в невообра­зимом Швейцарском походе, сохранив армию и нанеся поражение сильнейше­му противнику. Переход Суворова через Альпы - настоящее чудо военной исто­рии. То, что совершили русские воины под командованием Суворова, одними

человеческими силами выполнить не­возможно. Многие горные высоты в Аль­пах непроходимы в зимнюю пору, даже для туристов с альпинистским снаря­жениям. Все позиции на неприступных перевалах были заняты французами и хорошо простреливались. Силы францу­зов втрое превышали численность рус­ской армии. У Суворова - 21 тысяча сол­дат, у французов - 60 тысяч. Французы лучшие солдаты Европы, во главе их ар­мии - лучшие генералы Республики. Но, преодолевая непреодолимое, переходя с боями через Альпы, Суворов в тяжелые минуты говорил своим солдатам и офи­церам: «Мы пройдем - мы русские! С нами Бог! Спасем честь и достояние России и ее самодержца!»

До настоящего времени историки затрудняются найти в мировой истории аналоги Швейцарскому походу Суво­рова. Войска под его командованием за 16 дней прошли 300 километров, пре­одолели семь перевалов и в постоянных боях не потерпели ни одного поражения. Было захвачено в плен более 2 800 фран­цузов, включая генерала Лекурба. Сам командующий французской армией ге­нерал Массена чудом избежал пленения, оставив в руках русского унтер-офицера золотой эполет своего мундира. Позд­нее, узнав о смерти Суворова, он ска­зал: «Я отдал бы все свои победы за один Швейцарский поход Суворова».

В наши дни с гордостью говорят о мо­рально-волевых качествах и психологи­ческой подготовке бойцов спецподраз­делений. Но то, что совершили в Альпах простые солдаты суворовской школы - не элитный спецназ, а вся армия (!) - это и есть настоящее чудо. Русское чудо, истоки которого находятся в словах, ча­сто произносимых Суворовым перед своими воинами: «Мы русские - какой восторг! Молись Богу - от Него победа. Бог - наш генерал!»

История жизни Суворова повествует нам о том же, что содержится в житиях многих великих подвижников Русской земли - равноапостольного князя Влади­мира, преподобного Ильи Муромца, бла­говерных князей Александра Невского и Димитрия Донского, а также современ­ника Суворова - праведного воина Феодора Ушакова. О чем рассказывают их жизни, что мы слышим в их призывах, на протяжении столетий воодушевлявших на ратный и духовный подвиг русских людей?

«Я сын крестьянский, все богатство мое - сила богатырская, дело мое - Руси служить, от врагов защищать», - гово­рил преподобный Илья Муромец.

«Не в силах Бог, а в правде. Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!» - взывал святой князь Александр Невский.

«Лепо нам, братие, положити главы своя за веру христианскую, да не прияти будут грады наши, не запустеют святии церкви Божии, и не рассеяни будем, по лицу всея земли.. » - говорил своим во­инам перед Куликовской битвой святой князь Димитрий Донской.

«Смерть предпочитаю я бесчест­ному служению» - так определял свое отношение к службе на благо Отечеству праведный воин Феодор Ушаков.

Разве не о том же слова Суворова: «Стой за Дом Богородицы! Стой за ма­тушку царицу! Убьют - Царствие Небес­ное, Церковь Бога молит. Жив - честь и хвала!».

В чем вообще состоит секрет победы русского оружия?

У русских воинов всегда было и оста­ется одно важное преимущество, кото­рого не имеют другие армии мира - они защищают не только свою землю, но и свою веру, свои духовные и нравствен­ные взгляды по отношению к миру.

Исторически русские воины всегда стояли «За землю Святорусскую, за свя­тые храмы Божии». Они верили в побе­ду не только силою оружия, но и силою Божию, даже тогда, когда не оставалось человеческих сил - и так побеждали! И пока не иссякнет вера православная в нашем народе и воинах его, никто не сможет победить Россию. Ибо «Если Бог за нас, то кто против нас?»

Зачем нам сегодня нужны великие имена и символы нашей истории? Ответ очевиден: для возрождения России. Под­виг русских воинов на протяжении тыся­челетней истории государства никуда не исчез, не развеялся, он живет с нами и вдохновляет тех, кто о нем помнит и го­тов его принять.

Александр Суворов - символ Побе­ды, ярчайший светильник и духовный маяк на пути многих поколений русских людей. Вся его жизнь проникнута Божиим промыслом и участием. Об этом свидетельствуют его великие победы, неустанное прославление Бога и Ца­рицы Небесной, воспитание русских воинов и народа в духе учения Церкви, строительство православных храмов, жертвенность и проявление им наи­высшего христианского чувства Любви к ближним, включая врагов. То же самое подтверждает и отношение народа к Су­ворову, слагаемые о нем легенды и пре­дания.

В эпоху мировых штормов, безжа­лостно разрушающих культуру, тради­ции, размывающих любые духовные цен­ности, нам остро необходимы крепкие «духовные якоря». Учитывая происходя­щие в мире события, для укрепления как нашего Отечества, так и самой Церкви, требуется постоянное предъявление актуальных, духовно содержательных символов нашей истории, прославле­ние великих русских подвижников - для укрепления народа и правящей власти, - их святыми молитвами. Сейчас многие сторонятся своей исконной веры. Пото­му так особенно важен и назидателен духовный подвиг Александра Суворова в наши дни.

Свое имя Суворов получил в честь великого святого воина Александра Невского. По преданию, его рождение сопровождали чудесные знамения, оз­начавшие появление на свет человека особенного, «нехристям страшного». Они же свидетельствуют о явлении ан­гела, возвестившего о рождении нео­бычного младенца. Во время тяжелых сражений суворовские солдаты не раз видели рядом с ним всадника в светлых ризах. Но еще важнее то, что «суворов­ские чудеса» продолжились и после его кончины. По одному из таких рассказов, «в Первую мировую войну батальон его любимого Фанагорийского полка попал в окружение вместе с полковым знаме­нем. Командование принял молодой поручик, так как все старшие офицеры были убиты. Перед боем вознесли мо­литву и вдруг у развернутого знамени на миг увидели Суворова. Воины ударили в штыки и сумели прорвать окружение,

вынеся знамя, только командир пал смертью храбрых, а ночью часовые у его гроба вновь видели Суворова».

Незадолго до своей кончины Алек­сандр Васильевич кратко подвел итог своей насыщенной жизни: «Люблю мое­го ближнего, во всю жизнь не сделал ни­кого несчастным, ни одного приговора на смертную казнь не подписал, ни одно насекомое не погибло от руки моей. Был мал, был велик, при приливе и отливе счастья уповал на Бога и был неколебим, как и теперь».

Суворов считал, что самая достойная смерть для солдата та, что принята на поле боя. Но Господь промыслительно, как великому подвижнику христианской веры, по окончании его последнего во­енного похода предуготовил мирную кончину в постели с принятием Святых Даров. Предчувствуя скорую смерть, Су­воров составил покаянный канон Спа­сителю, под влиянием Великого канона святого Андрея Критского, смиренно добавив в него свои личные слова по­каяния: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Виждь, Господи, смирение мое, виждь сокрушение сердца моего, у Тебе Едино­го очищение, у Тебе Единого избавление есть. Помилуй недостойное Твое созда­ние и не допусти до пагубы душу мою».

Уже на смертном одре, причастив­шись, Суворов произнес свои последние слова: «Долго гонялся я за славой - все мечта. Покой души - у престола Все­вышнего».

Прославленный русский полководец Александр Васильевич Суворов отошел ко Господу 6 мая 1800 года. Сегодня, по новому стилю, 6 мая - это день празд­нования памяти святого воина Георгия Победоносца. В 1945 году этот день со­впал с праздником Пасхи. Именно в ночь с 6 на 7 мая 1945 года состоялось подпи­сание первичного акта о безоговороч­ной капитуляции фашистской Германии, ознаменовавшего победу русского наро­да над германским нацизмом.

Возвращаясь к последним годам жиз­ни Суворова, важно вспомнить, что еще в декабре 1798 года он принял решение о монашеском постриге, о чем было на­правлено прошение Павлу I с просьбой удалиться от дел и уйти в монастырь в Нилову Пустынь. Как писал в нем Суво­ров, «чтобы окончить свои краткие дни жизни в служении Богу». Это обстоятель­ство еще раз наглядно подчеркивает, к чему искренне стремилась душа воина Христова Александра Суворова.

Однако весной следующего года Го­сударь призвал его в Петербург и на­правил в Итальянский поход против сильнейшей в Европе армии французов. Победы, одержанные Суворовым в этом походе, принесли ему звание генералис­симуса и сделали его самым знаменитым полководцем мира.

Что главное сделал Александр Су­воров для своего Отечества, Церкви и народа? В чем состояло его учение? Как полководец, Суворов не просто научил профессионально воевать и побеж­дать русских солдат. Он научил русский народ Верить в свою Победу. Одержи­вать победы не столько силой оружия, сколько силой своего духа, основанной на крепкой вере в Бога. Впрочем, Суво­ров, в свойственной ему манере, не стал дожидаться и сам ответил на этот вопрос, озаглавив свой нетленный труд как «На­ука побеждать». Можно лишь подыто­жить: Суворов научил русский народ По­беждать врага силой своей Веры.

Неслучайно суворовские военные училища, как и почетная воинская на­града - орден Суворова, появились в тя­желейший для русского народа период Великой Отечественной войны. Неслу­чайно Верховный главнокомандующий И.В. Сталин призывал советский народ на освободительную войну в том числе и его именем.

В последующем практически вся во­енная элита сухопутной армии Совет­ского Союза, а затем и России, являлась выпускниками суворовских училищ. Многие из них и сегодня - живые герои нашей страны. Можно только догады­ваться, насколько духовно могли бы се­годня окрепнуть суворовцы, имея своим небесным покровителем непобедимого святого воина Александра Суворова.

Снова вернемся к вопросу: почему Александр Суворов достоин нести ве­нец святости Русской Православной Церкви, вместе с остальным сонмом русский святых?

Сухие факты его биографии, как и вся его многотрудная жизнь, говорят нам о том, что Александр Суворов был человеком праведным и благоверным. Уже при жизни он служил примером для подражания в крепкой вере, привержен­ности Богу и любви к ближним. Был об­разцом исполнения воинского и христи­анского долга в защите Отечества перед лицом Русской Церкви, царем и народом. Суворов был одним из немногих русских аристократов, кто никогда не скрывал своей православной веры и глубокой воцерковленности. Потому вполне зако­номерен и удивителен его великий путь духовного подвижника, одерживающе­го свои победы неизменно призывом к Богу, и одновременно путь великого полководца, который своим военным знанием и опытом на столетия вперед заложил основу подготовки русских сол­дат и офицеров.

Разве не Сам Господь и Пресвятая Дева Богородица прославили Суворова, даровав ему великие победы, которые еще при его жизни были названы со­временниками «неизъяснимым чудом»? Разве не защищал Суворов, как и другие легендарные воины Святой Руси, право­славную веру и свое Отечество на полях сражений? Разве не истинная вера по­зволяла ему одерживать свои немысли­мые победы?

Конечно, решение вопроса о кано­низации - это решение ответственное, требующее всестороннего рассмотре­ния. Но пытаясь найти еще более веские основания для канонизации Суворова, нам, возможно, стоит обратить свой взор к небу, а не смотреть под ноги - туда, где пыли всегда хватает.

Почти 300 лет русский народ, являясь составной частью Русской Православ­ной Церкви, прославляет и почитает Александра Суворова. Притом не только как великого полководца, но в послед­ние годы - и как святого, о чем свиде­тельствуют многочисленные иконопис­ные образы с его изображением. В наши дни в его родовое имение - село Кистыш во Владимирской области - не иссякает поток паломников, относящихся к нему, как к святому.

Считаю, что наша церковная, на­ционально-государственная и духов­но-нравственная задача состоит в разре­шении этого вопроса. Кроме того, работа над ним может собрать воедино усилия трех главных общественных сил России - народа, действующей государственной и церковной властей.

Стоит вспомнить, что в исторически тяжелое для государства время Церковь всегда объединяла народ. Как нерав­нодушным чадам, нам необходимо об­щенародно обратиться к Предстоятелю Церкви Патриарху Кириллу с просьбой о канонизации и причислении Алексан­дра Суворова к лику святых Русской Пра­вославной Церкви. Для чего необходимо общенародно собрать свидетельства о чудесах, связанных с его именем.

Современный мир вновь вступил в эпоху войн, и наша страна снова нахо­дится на переломном этапе. Нам необ­ходима духовная мобилизация. Объек­тивно назревшее прославление имени «русского Архистратига» Александра Су­ворова без сомнения укрепит процесс духовного возрождения многонаци­онального русского народа. При этом молитвенная поддержка искренне почи­таемого в народе великого полководца Суворова может стать крепкой духовной опорой для воинов Российской армии. Сейчас, на фоне происходящих в мире событий, нашей стране как никогда тре­буется именно духовно-нравственное возрождение. Было бы уместным начать его с прославления имени почитаемого в народе воина Христова - Александра Васильевича Суворова.

В заключение можно сказать, что пример его жизни, как и подвиги других воинов Русской земли, не канули в Лету. Те солдаты и офицеры, которые сегодня выполняют свой воинский долг по осво­бождению народа Украины от нацизма и совершают ратные подвиги на поле боя, по-прежнему встают в ряд легендарных защитников Святой Руси. Оставаясь рус­скими воинами, вне зависимости от на­циональности, они своей жизнью и смер­тью подтверждают вечный евангельский завет: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя...»

 

Евгений ЦЫБИЗОВ,

руководитель Регионального отделения Общества «Царьград», сопредседатель Новосибирского отделения ВРНС



Источник - «Искитимский епархиальный вестник» №2 (22) июнь 2022 г.




 

© iskitimeparhia.ru 2013 – 2024

По благословению Преосвященнейшего Леонида, епископа Искитимского и Черепановского

Епархиальное управление работает с понедельника по пятницу с 09:00 до 17:00.
Адрес: 633227 г. Искитим ул.Коллективная,1
Телефоны Епархиального управления:
приёмная - 8(383-43)91-081
канцелярия - 8(383-43)91-083
Адрес электронной почты: iskitimeparhia@yandex.ru