При обращении к имени Суворова - гениального русского полководца и верного христианина, у многих людей невольно возникают два вопроса. Первый, почему он не канонизирован, и второй - почему он достоин прославления в лике святых?
Александр Васильевич Суворов - величайший русский полководец, создатель отечественной военной теории, национальный герой России. Кавалер всех воинских наград своего времени, семи почетных иностранных орденов, освободитель Италии и Австрии. Легендарный воин и преданный слуга своему Отечеству.
В своей жизни Суворов был не только искусным военачальником, заботливым домоустроителем, но и верным христианином. Он строил православные храмы, открывал воскресные школы, пел на клиросе, читал часы и Апостол на богослужении. Суворов много помогал нуждающимся. В его личном поместье жили пожилые солдаты и инвалиды. После смерти Суворова стало известно, что он ежегодно тайно переводил по несколько тысяч рублей в петербургскую тюрьму на выкуп должников. Ко всему был человеком глубоко образованным, знал несколько языков.
Во время присвоения ему высшего воинского звания «генералиссимус» за Швейцарский поход император Павел I произнес необычные слова: «Для других это много, для Суворова - мало. Ему быть ангелом!» Спустя сто лет, в день торжественного празднования памяти Суворова, его назовут «русским Архистратигом». Что же было его самым главным отличительным свойством?
Феномен Суворова объясняется незыблемой верой в Бога. Каждую победу он праздновал в храме и благодарил за нее Господа. Там же вручал награды героям и служил панихиду по убиенным. Его характерные черты: глубокая воцерковленность, патриотизм, служение монархии и личный пример стали основой воспитания непобедимого русского солдата. «Чудо-богатыри» - так с любовью называл своих славных воинов Суворов. «Суворов - воин Христов» - так именовал его народ в своих песнях и сказаниях, посвященных его ратным и духовным подвигам.
Стоит отметить, что еще при жизни Суворова о нем слагали легенды. За полвека боевых походов, участвуя более чем в шестидесяти военных сражениях, он не проиграл ни одного. Сберегая солдат, каждый раз побеждал врага «не числом, а уменьем». Его отличие от других великих полководцев состояло в том, что он остался непобедим на всем протяжении своего ратного пути. За всю историю войн никто не смог добиться подобных результатов.
Характерной особенностью Александра Васильевича было то, что он никогда не начинал сражения без молитвы. В его жизни был такой эпизод: 1 октября 1787 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, турки высадили на берег десант, чтобы овладеть крепостью Кинбурн. В этот момент Суворов вместе с офицерами был на праздничной службе в храме. Ему дважды докладывали о приближении турецких солдат, которые подошли уже к стенам крепости. Однако Суворов отстоял обедню, твердо веря в покровительство Пресвятой Богородицы. В результате над турками была одержана сокрушительная победа, а Суворов в благодарность Богу и Царице Небесной построил храм Покрова Пресвятой Богородицы. Как мы убедимся в дальнейшем, в такой крепкой вере и состоял главный залог его невероятных побед, среди которых есть две особенные, названые современниками «неизъяснимым чудом».
Первая из них - взятие неприступной крепости Измаил. Измаил был крепостью с мощнейшими укреплениями, обустроенными французскими и немецкими инженерами по последнему слову фортификационных знаний. «Крепость без слабых мест» - так трезво оценил укрепления Измаила сам Суворов. У русских на начало битвы была 31 тысяча человек, из которых 15 тысяч нерегулярной пехоты. У турок - 35 тысяч, среди которых 17 тысяч отборных янычар, и более 300 орудий. При штурме такой крепости нападающие должны троекратно превосходить осажденных.
Перед штурмом, в соответствии с принятыми правилами, Суворов отправил в крепость предложение сдаться: «Я с войском сюда прибыл. 24 часа на размышление для сдачи... и воля, первые мои выстрелы... уже неволя. Штурм - смерть». Турецкий главнокомандующий на это самоуверенно ответил: «Скорее остановится течение Дуная и небо упадет на землю, чем русские возьмут Измаил». Но Суворов уже готовит войска и отдает свой знаменитый приказ: «День поститься, день молиться, на следующий - штурм... или смерть, или победа!»
Штурм крепости начался в сплошном вале огня. Турки, сбитые со стен, в рукопашном бою сражались с невероятным упорством и ожесточением, в крепость превратился каждый дом. Но к 16 часам бой был закончен. 26 тысяч турок было убито, 9 тысяч взято в плен. Потери русских: 1 879 убитыми, 2 702 человека ранеными. Как это стало возможно при таком перевесе сил - непонятно! Суворов после победы признался: «На такой штурм можно решиться только раз в жизни».
Однако главный свой подвиг Александр Васильевич совершил в невообразимом Швейцарском походе, сохранив армию и нанеся поражение сильнейшему противнику. Переход Суворова через Альпы - настоящее чудо военной истории. То, что совершили русские воины под командованием Суворова, одними
человеческими силами выполнить невозможно. Многие горные высоты в Альпах непроходимы в зимнюю пору, даже для туристов с альпинистским снаряжениям. Все позиции на неприступных перевалах были заняты французами и хорошо простреливались. Силы французов втрое превышали численность русской армии. У Суворова - 21 тысяча солдат, у французов - 60 тысяч. Французы лучшие солдаты Европы, во главе их армии - лучшие генералы Республики. Но, преодолевая непреодолимое, переходя с боями через Альпы, Суворов в тяжелые минуты говорил своим солдатам и офицерам: «Мы пройдем - мы русские! С нами Бог! Спасем честь и достояние России и ее самодержца!»
До настоящего времени историки затрудняются найти в мировой истории аналоги Швейцарскому походу Суворова. Войска под его командованием за 16 дней прошли 300 километров, преодолели семь перевалов и в постоянных боях не потерпели ни одного поражения. Было захвачено в плен более 2 800 французов, включая генерала Лекурба. Сам командующий французской армией генерал Массена чудом избежал пленения, оставив в руках русского унтер-офицера золотой эполет своего мундира. Позднее, узнав о смерти Суворова, он сказал: «Я отдал бы все свои победы за один Швейцарский поход Суворова».
В наши дни с гордостью говорят о морально-волевых качествах и психологической подготовке бойцов спецподразделений. Но то, что совершили в Альпах простые солдаты суворовской школы - не элитный спецназ, а вся армия (!) - это и есть настоящее чудо. Русское чудо, истоки которого находятся в словах, часто произносимых Суворовым перед своими воинами: «Мы русские - какой восторг! Молись Богу - от Него победа. Бог - наш генерал!»
История жизни Суворова повествует нам о том же, что содержится в житиях многих великих подвижников Русской земли - равноапостольного князя Владимира, преподобного Ильи Муромца, благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, а также современника Суворова - праведного воина Феодора Ушакова. О чем рассказывают их жизни, что мы слышим в их призывах, на протяжении столетий воодушевлявших на ратный и духовный подвиг русских людей?
«Я сын крестьянский, все богатство мое - сила богатырская, дело мое - Руси служить, от врагов защищать», - говорил преподобный Илья Муромец.
«Не в силах Бог, а в правде. Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!» - взывал святой князь Александр Невский.
«Лепо нам, братие, положити главы своя за веру христианскую, да не прияти будут грады наши, не запустеют святии церкви Божии, и не рассеяни будем, по лицу всея земли.. » - говорил своим воинам перед Куликовской битвой святой князь Димитрий Донской.
«Смерть предпочитаю я бесчестному служению» - так определял свое отношение к службе на благо Отечеству праведный воин Феодор Ушаков.
Разве не о том же слова Суворова: «Стой за Дом Богородицы! Стой за матушку царицу! Убьют - Царствие Небесное, Церковь Бога молит. Жив - честь и хвала!».
В чем вообще состоит секрет победы русского оружия?
У русских воинов всегда было и остается одно важное преимущество, которого не имеют другие армии мира - они защищают не только свою землю, но и свою веру, свои духовные и нравственные взгляды по отношению к миру.
Исторически русские воины всегда стояли «За землю Святорусскую, за святые храмы Божии». Они верили в победу не только силою оружия, но и силою Божию, даже тогда, когда не оставалось человеческих сил - и так побеждали! И пока не иссякнет вера православная в нашем народе и воинах его, никто не сможет победить Россию. Ибо «Если Бог за нас, то кто против нас?»
Зачем нам сегодня нужны великие имена и символы нашей истории? Ответ очевиден: для возрождения России. Подвиг русских воинов на протяжении тысячелетней истории государства никуда не исчез, не развеялся, он живет с нами и вдохновляет тех, кто о нем помнит и готов его принять.
Александр Суворов - символ Победы, ярчайший светильник и духовный маяк на пути многих поколений русских людей. Вся его жизнь проникнута Божиим промыслом и участием. Об этом свидетельствуют его великие победы, неустанное прославление Бога и Царицы Небесной, воспитание русских воинов и народа в духе учения Церкви, строительство православных храмов, жертвенность и проявление им наивысшего христианского чувства Любви к ближним, включая врагов. То же самое подтверждает и отношение народа к Суворову, слагаемые о нем легенды и предания.
В эпоху мировых штормов, безжалостно разрушающих культуру, традиции, размывающих любые духовные ценности, нам остро необходимы крепкие «духовные якоря». Учитывая происходящие в мире события, для укрепления как нашего Отечества, так и самой Церкви, требуется постоянное предъявление актуальных, духовно содержательных символов нашей истории, прославление великих русских подвижников - для укрепления народа и правящей власти, - их святыми молитвами. Сейчас многие сторонятся своей исконной веры. Потому так особенно важен и назидателен духовный подвиг Александра Суворова в наши дни.
Свое имя Суворов получил в честь великого святого воина Александра Невского. По преданию, его рождение сопровождали чудесные знамения, означавшие появление на свет человека особенного, «нехристям страшного». Они же свидетельствуют о явлении ангела, возвестившего о рождении необычного младенца. Во время тяжелых сражений суворовские солдаты не раз видели рядом с ним всадника в светлых ризах. Но еще важнее то, что «суворовские чудеса» продолжились и после его кончины. По одному из таких рассказов, «в Первую мировую войну батальон его любимого Фанагорийского полка попал в окружение вместе с полковым знаменем. Командование принял молодой поручик, так как все старшие офицеры были убиты. Перед боем вознесли молитву и вдруг у развернутого знамени на миг увидели Суворова. Воины ударили в штыки и сумели прорвать окружение,
вынеся знамя, только командир пал смертью храбрых, а ночью часовые у его гроба вновь видели Суворова».
Незадолго до своей кончины Александр Васильевич кратко подвел итог своей насыщенной жизни: «Люблю моего ближнего, во всю жизнь не сделал никого несчастным, ни одного приговора на смертную казнь не подписал, ни одно насекомое не погибло от руки моей. Был мал, был велик, при приливе и отливе счастья уповал на Бога и был неколебим, как и теперь».
Суворов считал, что самая достойная смерть для солдата та, что принята на поле боя. Но Господь промыслительно, как великому подвижнику христианской веры, по окончании его последнего военного похода предуготовил мирную кончину в постели с принятием Святых Даров. Предчувствуя скорую смерть, Суворов составил покаянный канон Спасителю, под влиянием Великого канона святого Андрея Критского, смиренно добавив в него свои личные слова покаяния: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Виждь, Господи, смирение мое, виждь сокрушение сердца моего, у Тебе Единого очищение, у Тебе Единого избавление есть. Помилуй недостойное Твое создание и не допусти до пагубы душу мою».
Уже на смертном одре, причастившись, Суворов произнес свои последние слова: «Долго гонялся я за славой - все мечта. Покой души - у престола Всевышнего».
Прославленный русский полководец Александр Васильевич Суворов отошел ко Господу 6 мая 1800 года. Сегодня, по новому стилю, 6 мая - это день празднования памяти святого воина Георгия Победоносца. В 1945 году этот день совпал с праздником Пасхи. Именно в ночь с 6 на 7 мая 1945 года состоялось подписание первичного акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии, ознаменовавшего победу русского народа над германским нацизмом.
Возвращаясь к последним годам жизни Суворова, важно вспомнить, что еще в декабре 1798 года он принял решение о монашеском постриге, о чем было направлено прошение Павлу I с просьбой удалиться от дел и уйти в монастырь в Нилову Пустынь. Как писал в нем Суворов, «чтобы окончить свои краткие дни жизни в служении Богу». Это обстоятельство еще раз наглядно подчеркивает, к чему искренне стремилась душа воина Христова Александра Суворова.
Однако весной следующего года Государь призвал его в Петербург и направил в Итальянский поход против сильнейшей в Европе армии французов. Победы, одержанные Суворовым в этом походе, принесли ему звание генералиссимуса и сделали его самым знаменитым полководцем мира.
Что главное сделал Александр Суворов для своего Отечества, Церкви и народа? В чем состояло его учение? Как полководец, Суворов не просто научил профессионально воевать и побеждать русских солдат. Он научил русский народ Верить в свою Победу. Одерживать победы не столько силой оружия, сколько силой своего духа, основанной на крепкой вере в Бога. Впрочем, Суворов, в свойственной ему манере, не стал дожидаться и сам ответил на этот вопрос, озаглавив свой нетленный труд как «Наука побеждать». Можно лишь подытожить: Суворов научил русский народ Побеждать врага силой своей Веры.
Неслучайно суворовские военные училища, как и почетная воинская награда - орден Суворова, появились в тяжелейший для русского народа период Великой Отечественной войны. Неслучайно Верховный главнокомандующий И.В. Сталин призывал советский народ на освободительную войну в том числе и его именем.
В последующем практически вся военная элита сухопутной армии Советского Союза, а затем и России, являлась выпускниками суворовских училищ. Многие из них и сегодня - живые герои нашей страны. Можно только догадываться, насколько духовно могли бы сегодня окрепнуть суворовцы, имея своим небесным покровителем непобедимого святого воина Александра Суворова.
Снова вернемся к вопросу: почему Александр Суворов достоин нести венец святости Русской Православной Церкви, вместе с остальным сонмом русский святых?
Сухие факты его биографии, как и вся его многотрудная жизнь, говорят нам о том, что Александр Суворов был человеком праведным и благоверным. Уже при жизни он служил примером для подражания в крепкой вере, приверженности Богу и любви к ближним. Был образцом исполнения воинского и христианского долга в защите Отечества перед лицом Русской Церкви, царем и народом. Суворов был одним из немногих русских аристократов, кто никогда не скрывал своей православной веры и глубокой воцерковленности. Потому вполне закономерен и удивителен его великий путь духовного подвижника, одерживающего свои победы неизменно призывом к Богу, и одновременно путь великого полководца, который своим военным знанием и опытом на столетия вперед заложил основу подготовки русских солдат и офицеров.
Разве не Сам Господь и Пресвятая Дева Богородица прославили Суворова, даровав ему великие победы, которые еще при его жизни были названы современниками «неизъяснимым чудом»? Разве не защищал Суворов, как и другие легендарные воины Святой Руси, православную веру и свое Отечество на полях сражений? Разве не истинная вера позволяла ему одерживать свои немыслимые победы?
Конечно, решение вопроса о канонизации - это решение ответственное, требующее всестороннего рассмотрения. Но пытаясь найти еще более веские основания для канонизации Суворова, нам, возможно, стоит обратить свой взор к небу, а не смотреть под ноги - туда, где пыли всегда хватает.
Почти 300 лет русский народ, являясь составной частью Русской Православной Церкви, прославляет и почитает Александра Суворова. Притом не только как великого полководца, но в последние годы - и как святого, о чем свидетельствуют многочисленные иконописные образы с его изображением. В наши дни в его родовое имение - село Кистыш во Владимирской области - не иссякает поток паломников, относящихся к нему, как к святому.
Считаю, что наша церковная, национально-государственная и духовно-нравственная задача состоит в разрешении этого вопроса. Кроме того, работа над ним может собрать воедино усилия трех главных общественных сил России - народа, действующей государственной и церковной властей.
Стоит вспомнить, что в исторически тяжелое для государства время Церковь всегда объединяла народ. Как неравнодушным чадам, нам необходимо общенародно обратиться к Предстоятелю Церкви Патриарху Кириллу с просьбой о канонизации и причислении Александра Суворова к лику святых Русской Православной Церкви. Для чего необходимо общенародно собрать свидетельства о чудесах, связанных с его именем.
Современный мир вновь вступил в эпоху войн, и наша страна снова находится на переломном этапе. Нам необходима духовная мобилизация. Объективно назревшее прославление имени «русского Архистратига» Александра Суворова без сомнения укрепит процесс духовного возрождения многонационального русского народа. При этом молитвенная поддержка искренне почитаемого в народе великого полководца Суворова может стать крепкой духовной опорой для воинов Российской армии. Сейчас, на фоне происходящих в мире событий, нашей стране как никогда требуется именно духовно-нравственное возрождение. Было бы уместным начать его с прославления имени почитаемого в народе воина Христова - Александра Васильевича Суворова.
В заключение можно сказать, что пример его жизни, как и подвиги других воинов Русской земли, не канули в Лету. Те солдаты и офицеры, которые сегодня выполняют свой воинский долг по освобождению народа Украины от нацизма и совершают ратные подвиги на поле боя, по-прежнему встают в ряд легендарных защитников Святой Руси. Оставаясь русскими воинами, вне зависимости от национальности, они своей жизнью и смертью подтверждают вечный евангельский завет: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя...»
Евгений ЦЫБИЗОВ,
руководитель Регионального отделения Общества «Царьград», сопредседатель Новосибирского отделения ВРНС