16 марта 2023 года в школе № 16 города Болотное состоялся семинар для педагогов и руководителей образовательных учреждений района. Тема – профилактика экстремистских проявлений и обеспечение информационной безопасности среди несовершеннолетних. Проблема крайне актуальна в период проведения СВО.
С докладом выступил постоянный член межведомственной комиссии по профилактике экстремизма на территории Новосибирска, руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии, сектовед, деструктолог, настоятель Александро-Невского собора Новосибирска протоиерей Александр Новопашин. Он предупредил болотнинцев о новом подъеме экстремистских молодежных организаций и субкультур.
В частности, в его докладе прозвучали факты подрывной деятельности западных спецслужб внутри молодежной среды.
– Сотрудники ФСБ задержали двух диверсантов. Ими оказались… подростки. Восьмиклассники. Учащиеся школ города Чехов. Задание они выполняли по просьбе неизвестного, который связался с ними по мессенджеру и обещал за поджог релейного шкафа, в котором размещается аппаратура систем железнодорожной автоматики, 10 тысяч рублей.
В Ярославской области возбуждено уголовное дело по ст. 30 ч. 1 ст. 205 УК РФ (подготовка к совершению террористического акта) в отношении 19-летней девушки, собиравшейся поджечь административное здание.
Можно привести еще примеры. Все эти ребята подверглись украинской пропаганде. А сколько еще таких малолетних «лесных братьев» – уже состоявшихся, или еще только собирающихся за мятые тысячерублевые бумажки совершить преступление против своего народа, против своего Отечества, против своей семьи, – разгуливают на свободе?
Хорошо известно, что преступный украинский режим уделяет большое внимание особым психотехникам с целью манипуляции сознанием молодежи. Он уже переформатировал сознание украинских детей, подростков, молодых людей, внедрил в их умы укронацистские идеи, и, по сути, сделал из них армию фанатиков. Хоть сейчас бери и лепи из них террористов. Но, конечно, только этим дело не ограничивается. Необходимо психологически воздействовать и на сознание противника, в данном случае – сознание российской молодежи.
История с различными, выпестованными на Украине и действующими в России субкультурами типа неонацистских «М.К.У» и «Misanthropic Division», наглядно это подтверждают. Активно педалируемое с Украины террористическое движение «Колумбайн» и усиление групповых проявлений в молодёжной преступности, таких, к примеру, как события с «ЧВК Редан», пожалуй, еще получат свое продолжение. Запад, осознав, что их блиц-криг по разлому России не удался, переходит на игру «вдолгую». При этом основная целевая аудитория этой игры – молодежь.
До сегмента 14–25 лет, очевидно, сегодня не в полной мере дотягивается федеральная пропаганда, а роль семьи в ограничении потребления незаконного контента часто и вовсе играет незначительную роль. А вот у западников инструменты воздействия на молодежь, напротив, выстроены весьма успешно. Вся англосакская медиа-машина работает на корректировку смыслов в головах подрастающего поколения и изменение их отношения к нашей и мировой истории. Здесь стоит сказать, что и молодежный Z-контент недостаточно представлен в нашей стране. В этом противостоянии большое значение будет иметь воспитательная модель и ее форма, которая сегодня гораздо лучше выстроена в средней школе, чем в высшей. С другой стороны, будущие студенты – это первый эшелон пополнения рядов административного ресурса, и он больше остальных нуждается в доведении до них верных смыслов.
Не стоит заблуждаться и по поводу степени восприимчивости сегмента 17–25 лет. Современные студенты настолько же гибки в восприятии смыслов, насколько невосприимчивы к силовым формам внедрения в их сознание.
Мы все сейчас видим, насколько эффективно работают западные технологии массовой промывки мозгов молодежи на примере Украины. За несколько лет молодежь полностью превращена в русофобных агрессивных зомби, готовых на что угодно, не думая и не имея способности к критическому мышлению. А о последствиях поступков и слов они вообще не способны думать… Это целое направление в деятельности украинского Центра информационно-психологических операций (ЦИПсО), специальных отделов по психологическим атакам на противника.
Нужно совершенно четко себе представлять и понимать, что российская молодежь находится под пристальным вниманием укронацистов. Разработаны технологии манипуляции информацией, направленной на россиян. Особое внимание направлено на манипулирование чувствами и страхом, создание выгодной противнику реальности при помощи телевидения и Интернета, отключение исторической памяти, насаждение атмосферы аморальности.
Происходит активное укрепление межрегиональных и международных связей организаций экстремистской направленности. Серьёзную тревогу представляет распространение экстремизма на националистической почве в молодёжной среде. Усиление групповых проявлений в молодёжной преступности – один из важнейших факторов при оценке общего криминогенного влияния на молодёжь. Отмечается резкая активизация их противоправной деятельности, стремление совершать тяжкие, вызывающие большой общественный резонанс преступления: избиения или убийства иностранных студентов, мигрантов, дерзкие, демонстративные административные правонарушения, а также переход от хулиганских действий к осуществлению террористических актов.
Каковы же причины приобщения подростков к неформальным объединениям, группам? Почему подростки становятся членами неформальных объединений, что они там находят?
Одной из основных причин приобщения подростков к неформальным объединениям является возрастная потребность в общении со сверстниками, группировании.
В подростковом возрасте человек ощущает себя личностью, задумывается над своим «Я»: каков я? Я такой, как все? Я не такой, как все? Появляется потребность найти себя, подражать сформировавшемуся идеалу, реализовать бурно проявляющееся «чувство взрослости».
Именно в подростковом возрасте резко проявляется потребность в дружбе, в ощущении своей нужности другому, защищенности, понимании, сочувствии, сопереживании, уважении со стороны равных себе сверстников, в их положительной оценке. Подростку необходима среда, где есть возможность быть принятым таким, каков он есть, возможность «быть как все»: в одежде, в манерах поведения, в сленге, в своеобразных ценностях культуры (или псевдокультуры) – в определенной музыке, живописи, книгах, видеофильмах и т.д.
И трудно приходится подростку, который к этому времени не чувствует себя полноправным членом классного коллектива, детского коллектива по интересам, не имеет возможности в завоевании популярности, признания. Жизнь его не наполнена яркими событиями и впечатлениями, или подросток находится в позиции изгоя среди сверстников, нелюбимого среди учителей и дома (причем, не только из неблагополучных семей, но и из внешне благополучных, где есть все материальные условия для жизни и развития, но нет душевного тепла и уюта). И тогда неформальные группы становятся той средой, где подросток может реализовать свои индивидуальные притязания, например, на лидерство или конформное подчинение, на самореализацию в определенных видах деятельности, получить ответы на те вопросы, на которые он не получает ответа ни в школе, ни в семье.
А мы, в работе с молодым поколением, серьезно отстаем! Я имею в виду тесное, полноценное взаимодействие в этом вопросе всех служб: государственных, административных, общественных. В сложившейся обстановке, прежде всего политической, требуется жёсткая мобилизация и активное действие.
Однако мало говорить ребенку об окружающих его угрозах, если его внутренний мир наполнен мишурой. Ребенка нужно воспитывать таким образом, чтобы в нем формировался духовный стержень. А этот стержень невозможно сформировать без духовно-нравственного воспитания, серьезного, углубленного.
Как сказал Святейший Патриарх Кирилл: «...наличие в сознании многих людей неразрывной связи между террористами и религией способствует формированию ошибочного мнения, что для борьбы с экстремизмом желательно уменьшить роль религиозного фактора, нивелировать религиозные различия, ограничить присутствие религии в общественных процессах и публичном пространстве. Однако на самом деле именно повышение уровня грамотности в религиозных вопросах, распространение подлинных знаний о религии могут служить действенным средством для профилактики экстремизма, своеобразной «прививкой» от идеологии террористов. Питательной средой для экстремизма служит отсутствие у людей достоверных сведений о традиционных религиях, духовное невежество. Поэтому наше общество должно быть заинтересовано в преподавании основ религиозных и духовно-нравственных культур народов России в школах и развитии теологии на уровне высшего образования. Потому что есть целый ряд наблюдений, и есть соответствующие исследования, которые показывают, что риск оказаться в сетях навязываемой деструктивной идеи у религиозных людей (я имею в виду религии, традиционные для нашей страны) в разы меньше, чем у нерелигиозных.
Я настоятельно призываю – и очень хочу быть услышанным! – к обязательному изучению нашей родной православной культуры, изучению истории Великой России. Полученные нашими детьми знания и будут самым настоящим и действенным предупреждением экстремизма и терроризма, особенно в современных условиях, когда угрозы России сыплются со всех сторон. Потому что эти знания, как никакие другие, способствуют формированию в их душе того духовного стержня, который делает человека внутренне и внешне стойким к чуждым его родной культуре идеям. Он их не примет, отметет, как ненужные, мешающие ему в его жизни».
Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, профилактика экстремизма и терроризма – это не только задача государства, но в немалой степени это задача и представителей гражданского общества. Эта работа зависит от четкой позиции политических партий, общественных и религиозных объединений, отдельных граждан.
Главной основой в формировании мировоззрения человека является родительское воспитание. Родители имеют огромное значение в жизни каждого человека. Родители закладывают фундамент не только физического организма человека – они формируют его душу, его убеждения, его взгляды на жизнь. Наставники – а это всё старшее поколение, особенно те, кто влияет на умы и на сердца людей, в том числе педагоги, преподаватели, журналисты, писатели, блогеры, продюсеры фильмов, – также несут ответственность за формирование молодого поколения. И от этой ответственности пред Богом и пред историей не уйти.
Ну и, наконец, личный фактор. Поэтому ответственность за жизнь, за свою собственную жизнь, несет, в первую очередь, сам человек.
Говорят, что дети – наше будущее. Хотелось бы, чтобы это будущее было светлым, мирным. Но это уже целиком и полностью зависит от нас с вами. Что мы сегодня посеем, то завтра и пожнем. Прописная истина».