LT: Что для вас значит свобода?
ДМИТРИЙ МИРОНОВ: Для меня как для христианина главный постулат
свободы — быть свободным от греха. Как сказал Гёте, «лишь тот достоин
жизни и свободы, кто каждый день за них идёт на бой». В христианском
понимании человек прежде всего борется сам с собой, чтобы поддерживать
чистоту своей души. «Всё мне позволительно, но не всё полезно», —
говорил апостол Павел.
И в этом есть истина, ведь если человек не
может отказаться от своих страстей, то становится их заложником — о
какой свободе здесь можно говорить? Свободу нужно искать в себе, а не во
внешних обстоятельствах. Когда человек ощущает себя свободным лишь в
момент прыжка с парашютом или езды на байке, словно «беспечный ангел»,
то он уже несвободен. Над ним властны адреналин и скорость. Я, кстати,
всегда мечтал прыгнуть с парашютом, но в юности меня в клуб ДОСААФ не
пускала бабушка, а сейчас у меня есть ответственность за свою семью.
Имея контроль над своими желаниями, я действую во благо себе и своим
близким. Каждый человек живёт по воле Божьей, но при этом он сам
формирует характер этой воли.
Когда человек ощущает себя свободным лишь в момент прыжка с парашютом или езды на байке, словно «беспечный ангел», то он уже несвободен
Когда Бог создал человека, он дал ему полную свободу действий, прося
лишь не вкушать от древа познания добра и зла. Но человек переступил
через воздержание, и все мы помним последствия этого. Позже, когда
Моисей вывел евреев из Египта и повёл в Палестину (Землю обетованную),
чтобы дать им свободу, то люди в пути стали роптать на тяжёлые условия и
даже в период отсутствия Моисея создали себе золотого тельца для
поклонения. Дело в том, что, во-первых, сам человек не всегда готов к
своей свободе, а во-вторых, для каждого из нас понимание свободы
изначально разное и может меняться в течение жизни. Вспомните движение
хиппи в 1960–1970-х годах — эта субкультура как стихийно появилась, так
же и угасла. А все эти люди, которые говорили о нравственной и
физической свободе, повзрослели, завели семьи и родили детей.
В любом
случае нет свободы безграничной — она регулируется традициями, законом,
внутренним моральным кодексом, основанным в христианстве на заповедях
декалога. В казачестве, например, казачка не может выйти замуж ни за
кого, кроме казака, причём выбор за неё делают её родители. При этом
девушка не считает, что кто-то ограничивает её свободу, поскольку такова
традиция. Её любовь к родителям не даёт ей возможности даже на секунду
усомниться в правильности выбора, она уверена, что это будет для неё
самый лучший муж. Родители всегда желают только хорошего своему ребенку
и, делая выбор в пользу избранника, они, прежде всего обращают внимание
на уклад семьи и на его родителей, поскольку дети — это их зеркальное
отображение. Со временем многие традиции трансформируются. Сегодня мы,
например, в своей семье поддерживаем уклад жизни, при котором дети при
выборе своих спутников жизни должны обязательно учитывать наше
родительское мнение. Свобода — это ответственность, и чем серьёзнее в
жизни выбор, тем больше за него ответственность.
Интересно, что ряд ученых-биологов считают свободу особенностью физиологии человека, прогнозируемой и подвластной контролю.
Согласно той же биологии, человек — это homo sapiens (человек разумный). Именно разум является его главным отличием от животного. При этом социальная среда у животных очень часто более крепка, чем у человека — самки защищают свой выводок, самцы защищают стаю. Человек, имея разум, получил вместе с ним и свободу, в том числе и свободу от следования своим природным инстинктам. Конечно, свободой человека можно управлять при помощи медикаментозного психотропного вмешательства — изменить волю или вовсе подавить её. А можно и вообще клонировать человека. Но, имея столь серьёзные вмешательства в природу человека, мы не можем сделать людей более волевыми или более рационально мыслящими. Можно только испортить то, что создано Богом — Его образ и подобие, воплощённое в человеке. И сегодня мы как никогда наглядно видим бессилие вмешательства медицины перед глобальными проблемами человечества. Основной вред жизни и здоровью людей приносит их алчность — чрезмерное желание богатеть и властвовать. Посмотрите на полки магазинов — 90 процентов продуктов несут вред здоровью человека. А всего-то нужно быть ближе к естеству природы и тому, кто идёт за нами, дать возможность жить под чистым небом и есть экологически чистые продукты.
Может ли человек отказываться от того понимания свободы, которое ему кажется излишне навязанным, например, идеологией государства?
Как говорится, родину и мать не выбирают — нужно соблюдать правила и
законы, которые приняты в той стране, где ты живёшь. У нас очень любят
критиковать государство, особенно обвинять в социальной
несправедливости. Когда я был в домах престарелых, то обратил внимание,
что там оказываются либо те, у кого нет детей, либо те, у кого потеряна с
ними близкая связь. Некоторые дети таких престарелых родителей навещают
лишь в день выдачи пенсии, хотя, наоборот, именно дети должны
поддерживать родителей — носить на руках, как когда-то носили они нас. И
здесь дело не в социальном регламенте государства, а в моральной
ответственности каждого из нас. Задача общества — сделать так, чтобы в
стране не было домов престарелых и детских домов за их ненадобностью.
Меня удивляет то, с каким пренебрежением дети сегодня могут
разговаривать с родителями — требовать, обвинять и даже оскорблять. И в
этом многие видят проявление свободы. Мои корни идут из Северной Осетии —
там очень трепетное отношение к жизни, так же, как и на всём Кавказе.
Здесь чтят свои традиции, поддерживают их преемственность и почитают
родителей. Крепка и счастлива та семья, где главные ценности — любовь и
уважение.
Текст: | Анастасия Михайлова |