С этим, я думаю, мы разобрались. Теперь можно вздохнуть с облегчением – как минимум, нам надо хотя бы со своими пороками разобраться. Обратим внимание на следующий стих: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9, 4). В Синодальный перевод здесь вкралась ошибка. Дело в том, что когда он создавался, то переводчики опирались на средневековые рукописи, сегодня же мы имеем рукописи Евангелия, датированные IV-V столетиями. Так вот, в оригинальном греческом тексте первым словом указанного стиха является не «Мне», а «Нам». Таки образом, получается, что Христу и Его ученикам нужно делать дела Отца. Через эти слова Спаситель нас, каждого из нас, призывает быть активными участниками доброделания, на котором основаны всякие личные отношения человека и Бога.
Далее мы видим образы дня и ночи. Днем человек свободен, ночью – связан; день – жизнь, ночь – смерть. Христос использует довольно распространенные в то время противопоставления. Для нас важно здесь указание на скоротечность нашей жизни, в которую нужно успеть потрудиться ради собственного спасения. Эта, столь очевидная и понятная мысль, так часто ускользает от нашего внимания. Вдумайтесь в нее хорошенько еще раз и оглянитесь на уже пройденный путь. В помощь пусть нам будут слова апостола Павла: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6, 9-10). Жизнь действительно, как в песни Леонида Дербенёва, является мигом, и проживая ее, проходя день за днем, год за годом, она все больше сжимается в одну временную точку. Наступит момент и, взяв эту точку, мы предстанем перед Всевышним: чем она окажется для Него? Даром и плевком в лицо? Плодом наших трудов или результатом нашего безделья? Источником нашей любви к Нему или отхожим местом нашего безразличия, неверия или даже ненависти? Здесь так и хочется снова вернуться к песни из фильма «Земля Санникова»:
Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия,
Но не всегда по дороге мне с ним.
Чем дорожу, чем рискую на свете я?
Мигом одним, только мигом одним.
Посмотрите как чудесная антиномия! Мы жизнью дорожим, но и мы рискуем ею. Если на эти слова наложить еще разговор о вечности, то тогда ставки возрастают многократно.
Свои рассуждения я начал с темы несения детьми ответственности за грехи родителей, чтоб показать, что каждый из нас свободен в той максимальной мере, о которой вообще можно говорить в условиях падшего мира. Над нами довлеют определенные условия, обстоятельства, влияние, но это не рок, не судьба и пока еще не суд. Даже вырвавшись в мир с уже оправленным, так сказать, набором характеристик, склонностей, пороков или добродетелей, мы в силах все изменить. Повторюсь, что ставки слишком высоки. Мы видим, что и Христос нас призывает делать вместе с Ним дела Отца – значит, они нам доступны не смотря ни на что.
Слепорожденный человек стал для многих поколений христиан удивительным примером. На действительно явились дела Божьи. И самая большая ценность из них это не исцеление, а дальнейшие действия этого человека. Он уже уверовал и ничего не боится. Казалось бы, маленький и несчастный человек смело выступает против знатоков и авторитетов своего времени – фарисеев и книжников. Он спорит с ними, учит их и защищает своего Благодетеля. Кто как не слепорожденный, получив от Бога дар, стал делать дела Его, да еще и с таким усердием и рвением, что многим из нас остается только стыдливо взирать на него.
Всякий раз, когда будет накрывать печаль или уныние, когда будет колебаться вера или будет казаться, что не хватает сил, возвращайтесь к образу слепорожденного. Перечитывайте стихи с 30 по 33, где он так смело и так безальтернативно «бьет» врагов Христа. В итоге им и сказать было нечего, а только выгнать его, и, в очередной раз, продемонстрировать свое бессилие.
Слепорожденный – это каждый из нас. Пример этого человека ясно показал, какими мы является, и какими можем стать!
Протоиерей Владимир Долгих